WordPress

Адаптация и компенсация определение

Адаптация и компенсация определение - картинка 1
Предлагаем рассмотреть тему: "Адаптация и компенсация определение", а на все дополнительные вопросы вам ответит дежурный консультант.

Адаптация и компенсация определение

Уровневое строение компенсаторных процессов соответствует представлениям об уровневой организации человека в целом. При этом следует учитывать, что человек — существо биосоциальное, для его развития в равной мере важны биологические и социальные детерминанты при ведущей роли последних. Именно поэтому в компенсаторных процессах задействованы эти две группы факторов. На приведенной схеме (рис. 12. 2). мы попытались условно представить соотношение биологической и социальной составляющей процесса компенсации; диагональная черта воспроизводит это соотношение. На схеме показано, что на каждом уровне различно. Чем выше ступень, тем больший удельный вес принадлежит социальному фактору, и наоборот. Но даже на высшем социальном уровне есть определенная представленность биологического фактора, связанного с возрастом человека, общим состоянием здоровья, глубинной основного нарушения, природными особенностями его темперамента и т.д.

Говоря о компенсаторных процессах, следует отметить, что их часто путают с адаптационными феноменами. И действительно, в обоих явлениях присутствует эффект приспособления, что роднит их между собой. Именно поэтому некоторые авторы считают, что компенсация представляет разновидность адаптационных процессов. Реже высказывается обратная точка зрения. Наиболее четкую последовательную позицию занимают в данном вопросе А. И. Воложин и Ю. К. Субботин. Они рассматривают адаптацию и компенсацию как сложную биполярную функцию, где единство сочетается с разнонаправленностью и где смысл одной функции раскрывается через существование другой. Адаптация и компенсация не изолированы, они уравновешивают друг друга. Примерами других биполярных функций могут служить: напряжение — расслабление, сгибание — разгибание, вдыхание — выдыхание, возбуждение — торможение, питание — выделение и т. п.

Адаптация срабатывает, когда нарушается равновесие между индивидом и средой в результате изменений в последней. Восстановление баланса в подобной ситуации возможно лишь при условии, что определенные перемены произойдут в самом индивиде: ему следует отказаться от своего прежнего исходного состояния. Следовательно, адаптация — составная часть приспособительных реакций системы на изменение среды существования, выражающихся в том, что система, реагируя на изменения существенных для нее параметров и дефектов среды, перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в изменившейся среде. Механизм адаптации может включать как морфологические, так и поведенческие реакции в зависимости от уровня организации системы (Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987, с. 33-34).

http://pedlib.ru/Books/3/0485/3_0485-129.shtml

Психологическая компенсация, реабилитация и социально-психологическая адаптация как основа для проектирования моделей позитивной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Приоритетом современных исследований проблем функционирования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и возможностей их инклюзии является разработка основ их позитивной социализации, базирующейся на пересечении трех процессов: реабилитации, компенсации, социальной адаптации. По выражению А.Р. Лурии, «человек не может «закрыться» на ремонт», поэтому все три процесса слиты воедино, и их следует рассматривать как открытую динамическую систему, результатом успешного действия которой является позитивная социализация личности человека с ОВЗ [1].

Компенсация – это процесс возмещения отсутствующих или нарушенных функций на основе перестройки сохранных или частично нарушенных. Согласно Л.С. Выготскому, дефект создает стимулы для выработки компенсаторных процессов в развитии и поведении (замещающих, надстраивающихся, выравнивающих). Оценка степени дефективности или нормальности личности в целом зависит от исхода социальной компенсации [2]. В современном понимании сущность и процессы компенсации нарушенного или отстающего развития – сложное взаимодействие социальных и биологических факторов, системообразующими среди которых являются деятельность и социальные отношения человека. Учитывая системный характер строения психики, компенсация реализуется на следующих уровнях [3]:

1) биологический / телесный: преимущественно автоматические и бессознательные компенсаторные процессы;

2) психологический: способность к адекватной оценке своих возможностей и постановке реальных целей и задач, формирование и сохранение позитивного отношения к себе;

3) социально-психологический: межличностные отношения лиц с ОВЗ с окружающей средой, построенные на основе принципов социального партнерства, толерантности, эмоциональной поддержки и понимания. Это главные условия раскрытия их ресурсных возможностей, укрепления веры в свои силы, восстановления позитивного отношения к себе, осознания нужности, понимания собственной независимости и автономности;

4) социальный: политика государства в отношении лиц с ОВЗ, законодательное предоставление определенных гарантий, стереотипные установки в отношении лиц с ОВЗ и их последствия.

У человека процессы компенсации заключаются, прежде всего, в формировании способов действий и усвоения социального опыта в условиях сознательной целенаправленной деятельности; ведущую роль здесь играет сознание, обусловленное социальными отношениями. Таким образом, компенсация у человека связана с развитием всех сторон личности, то есть с психологическим уровнем – центральным для человека способом восстановления нарушенных функций.

Психологическая компенсация является процессом, направленным на достижение или восстановление чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в различных аспектах жизни[1].

Л.С. Выготский выделял несколько линий компенсаторного развития характера: реальная компенсация – реакция на более или менее реально учитываемые трудности; фиктивная – установка настороженности, подозрительности, мнительности – как защита от возникших трудностей; бегство в болезнь – превращение слабости в силу путем культивирования в себе болезни, дающей право требовать повышенного к себе внимания. В современных трактовках компенсация – это противопоставление неуспеха в одной сфере успехов в другой («зато», «вместо»); гиперкомпенсация – наращивание усилий в сфере несостоятельности («преодоление»); оптимальная же форма компенсации – взаимодополнение названных способов. Высшая форма компенсации –поведение, направленное на достижение цели: уравновешивание жизненных амбиций и уровня притязаний с уровнем своих способностей в неблагоприятных условиях ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности [1].

Социально-психологический уровень компенсации осуществляется в сфере межличностных отношений лиц с ОВЗ с ближайшим окружением. Важнейший средовый фактор этой компенсации – социальная поддержка в виде информации, приводящей человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, и что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства. Ощущение социально-психологического благополучия связывается с тремя основными жизненными опорами: семьей, профессией и ближайшим окружением вне семьи: здесь человек реализует осознание своей причастности и независимости [3].

Взаимодействуя с социальной средой, человек социализируется: усваивает социальный опыт и преобразует его в свои ценности, ориентации, установки. В контексте личностного здоровья можно выделить ряд значимых параметров социализации (табл. 1).

Условия и личностные предпосылки позитивной социализации

Условия/критерии оценки психического и личностного здоровья человека

Характеристики личности, необходимые для позитивной социализации

Реакция на другого как на равного себе

Способность к изменению своих ценностных ориентаций

Реакция на факт существования норм в отношениях между людьми, то есть выделение этих норм и стремление следовать им

Ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных норм

Характер переживания своей относительной зависимости от других людей

Умение находить баланс между своими ценностями и внешними требованиями

Процесс и результат социализации – следствия внутреннего противоречия между идентификацией человека с обществом и его обособлением. Личность, адаптированная в обществе и неспособная противостоять ему, является жертвой социализации, неадаптированная – такой же жертвой, девиантом. Отметим также, что изменчивость социальной среды может превратить ранее сформированную социализацию и социальную адаптацию в неудачную, и успех ее во многом обеспечивается тем, насколько человек научился ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях.

Социальный уровень компенсации связан с макросоциальными масштабами существования человека: это политика государства в отношении лиц с ОВЗ, в том числе образовательная и профессиональная; законодательство; характер отношения к людям с ОВЗ в сфере обыденного массового сознания, зависящий от конфессиональных, этнокультурных и исторических традиций общества, от системы образования и СМИ.

Отношение общества к лицам с ОВЗ, главным образом их ближайшего окружения, определяются специфическим взаимодействием, опосредуемым наличием у них того или иного нарушения развития. Такой человек значительно больше, чем обычный, зависит от эмоциональных и социальных отношений среды. Согласно Л.С. Выготскому, каждый биологический недостаток сказывается в первую очередь на отношениях с людьми и реализуется как социальная ненормальность поведения, перестраивающая взаимоотношения личности [2].

Реабилитация – это сложное многоуровневое образование, система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество. Результатом реабилитационного воздействия является формирование активного отношения к нарушению здоровья и восстановление позитивного отношения к жизни, к семье, обществу и к самому себе [1].

Эффективность реабилитационного процесса зависит во многом от меры его сопричастности потребностям и интересам, идеалам и ценностям, сущности и существованию человека, нуждающегося в реабилитации. Можно сказать, что если личность человека является объектом реабилитационного воздействия, то ее активное творческое начало превращает ее в субъекта реабилитации. Важнейшей задачей психолога в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья является создание предпосылок личностного роста, формирование способности позитивно воспринимать себя и жизнь [1].

В рамках социологической концепции жизненных сил [4] утверждается, что их реализация зависит не только от возможностей, предоставляемых обществом, но и от индивидуально-личностных характеристик, опирающихся прежде всего на духовные ценности и установки человека. Уровень развитости жизненных сил, степень самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности выражается в форме удовлетворенности (неудовлетворенности) своей дееспособностью, состоянием здоровья, психологическим состоянием, окружающей микро- и макросредой, получаемым доходом, включенностью в социальную инфраструктуру и т.д. [4]. Все это обусловливает различия в уровне образования, стиля жизни, профессиональной базы, возможности выбора жизненных стратегий между социальными группами.

Психологическая реабилитация ориентирована на реорганизацию и оптимизацию социально-психологического бытия личности, приведение возможностей человека в соответствие с его потребностями и ценностями. Реабилитация направлена не на само нарушение, а на личность человека с тем или иным нарушением, на восстановление ее полноценного существования в обществе, на преодоление социальных последствий заболевания или недостатка развития [1].

С психологической точки зрения, драма инвалидности – в конфликте полноценных человеческих потребностей с ограниченными возможностями их реализации. Реабилитация направлена на максимальное преодоление и разрешение этого конфликтного состояния; в противном случае возможна постепенная деформация личности человека с ОВЗ [3]. Основная цель психологической реабилитации – не допустить превращение личности инвалида в инвалидную личность [1].

Разносторонняя функциональная недостаточность, возникающая как следствие первичного нарушения здоровья, приводит, прежде всего, к диссоциабельности, отклонениям в «социальном поле» [1, 3]:

  • · к нарушениям социальной перцепции – адекватного восприятия других людей с их достоинствами, недостатками, проблемами. В то же время и собственная личность, в том числе внутренняя картина болезни или дефекта, представляется искаженно, а неадекватность собственных установок не чувствуется;
  • · к противоречиям между ценностными отношениями личности человека с ОВЗ и требованиями среды, приводящим к сужению возможностей вследствие субъективно завышенных ожиданий и требований;
  • · к отсутствию или подавлению социально значимых мотиваций, искажению ценностей, причинами чего являются недостаточность индивидуального опыта, связанная с болезнью или дизонтогенезом, дефицит навыков и знаний, а также негативный опыт деятельности и общения.

Реабилитация – это восстановление утраченных способностей и пригодности. Врожденное или рано приобретенное нарушение здоровья, физического или психического развития детерминируют отсутствие периода нормального развития, а также исходную дезадаптацию. По отношению к инвалидам с детства употребляется термин абилитация. В дословном переводе с латыни абилитация – приобретение способности к чему-либо, то есть речь идет не о возвращении способности, а о первоначальном ее формировании. Сущностью социально-психологической абилитации детей и подростков является формирование личности с такими качествами и свойствами, которые позволили бы не просто интегрироваться в трудовую деятельность, но и налаживать продуктивные отношения с другими людьми. Это может быть достигнуто только на основе социально-психологической адаптации и гармонизации личности ребенка [1]. Систематизация функций социально-психологической адаптации и критериев гармонизации личности (табл. 2) позволяет увидеть их внутренние связи и взаимовлияние.

Критерии гармонизации личности в процессе социально-психологической адаптации

Функции социально-психологической адаптации

Достижение оптимального равновесия в динамичной системе «личность – социальная среда»

Достижение приемлемого уровня внутренней честности


http://e-koncept.ru/2017/771195.htm

Адаптация и компенсация Виртуальные основы структурализации и определение моделистических свойств личности Атласы, определители, словари Ассоциативная. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемvsnc-ecpsph.narod.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Адаптация и компенсация Виртуальные основы структурализации и определение моделистических свойств личности Атласы, определители, словари Ассоциативная.» — Транскрипт:

1 Адаптация и компенсация Виртуальные основы структурализации и определение моделистических свойств личности Атласы, определители, словари Ассоциативная функциональность, мотивация, ориентация, эволюционное учение Прогноз и прогнозирование, проект и проектирование Тест, тестирование, познание и закономерности, явления социально-психологических наук и экологическое конструирование, ролевая предрасположенность и идентификация, контроль и оценка

2 Содержание 1.Архитектоника 2.Внимание и интервьюирование 3.Доступ и пароль как единицы сбора и анализа информации 4.Житейская психология 5.Индивид и индивидуализация 6.Контакт, конфликт, концепция – этические компоненты 7.Методология 8.Предпочтения и требования 9.Систематика 10.Так называемые уменьшительно-ласкательные разделы знания 11.Фокус формирования, фигуры, формы принадлежности, фигуральность и шифрование 12.Цвет и его значение 13.Шутка как целебный элемент классификации 14.Эргономические обязанности 15.Я — концепция

3 План Гипотезы и теории Значение Методы и задачи Объекты и субъекты исследования Правила и принципы Процессы Прошлое, настоящее, будущее Системы Состояния Способности, возможности, достижения и успех Терминология Формулы, схемы, рисунки Цель Числа и способы работы с ними

4 Тест: «Оценка уровня Вашей адаптации»

5 Тест-исследование: «Оценка уровня Вашей компенсации»

6 Тест-оценка: «Единой общей и целостной адаптации и компенсации»

7 Уровни развития личности Биологический Условнорефлекторный Предметный Индивидуально-психологический Культуральный Моральный Нравственный

8 Этот уровень зарождения личности Форма понимания и осознания потребностей Среда наиболее нужных и необходимых систем принятия и приятия Слой совершенствования и гармонии Определённость в жизненных направлениях

9 Это выработка рефлексов на интеллектуально обогащённом уровне Комплекс позиционного осмысления и закрепления Потенциальный конструктор результата и овладения им Флоро-фаунистическое сообщество Типологическая организация

10 К этому уровню относится манипулятивная деятельность Игровое моделирование Психологические зависимости Видообразование Экологический мониторинг Программное представление акцептора и обратной связи

11 Этот уровень характеризуется обособленностью Корректностью и правильностью Установочной базой решений и разрешений Приверженностью к индивидуальности и индивидуалистичности Началом формирования средств интуиции

12 Для этого уровня характерны синтез и интеграция Импринтинговое признание Разумное сосуществование Обогащение и освоение Основы познавания Аналитическая деятельность по оценке поступков и словоформ

13 Моральный уровень развития личности Мораль и нравы из инстинктов превращаются этический в концерн реагирования Нормы более симпатичны, реалистичны Творческое сознание – сознание культуры и этикета Поведение, язык, общественное сознание – это проявления морального уровня

14 Первое – это эстетика Личностное равновесие Планомерность и последовательность Душевность, доброта и красота Чувство прекрасного мнемического Уникальность = порядок Безопасность и истинность, поддержка

15 Адаптация и компенсация Интуиция Иммунитет Ум Смысл и прогноз Размышление и эрудицияПредчувствие и интеллект Физиологические константы Социальные стандарты Психологические нормы Физический и умственный отдых Симметрия Забава Совершенствование Помощь Защита Бодрствование и сон Прогулка и согласие с природой Здоровый образ жизни

16 Определения толкового словаря Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям Адаптация – упрощение текста для малоподготовленных читателей Примеры : адаптивная система автоматического управления, адаптационные способности организма Компенсация – уравновешивание чего — нибудь нарушенного, возмещение утраченных функций Компенсация – вознаграждение за что — нибудь, возмещение Примеры : денежная компенсация, получать компенсацию, компенсировать потери (убытки), компенсировать упущенное время, компенсированный порок сердца, компенсационные выплаты, компенсационный процесс

19 Для адаптации и компенсации свойственны явления виртуальной реальности Это моделирование Система ценностных ориентаций Комплексообразование Узорчатое проектирование Нейролингвистическое программирование Художественная направленность Искусствоведческая созидательность

20 Виды и понимание моделей и структуры адаптации и компенсации Биологическая адаптация Социальная адаптация Психологическая адаптация Экономическая адаптация Политическая адаптация Экологическая адаптация Медико-профилактическая адаптация Спортивная адаптация Литературная адаптация Правоведческая адаптация Механизм адаптационной и компенсаторной устойчивости Социально-психологическая компенсация Сравнительно-эволюционная компенсация Модель сохранности личностного потенциала Структуалистичность компенсаторности Модули и модусы акцептора компенсации Система индекса притягательности компенсации

21 Атласы и определители адаптации и компенсации o Географический (районный) o Графический o Житейский (обыденный) o Информационный o Исторический o Культурный o Научный o Природоведческий o Хозяйственный o Этимологический o Этнографический o Юнистический

22 Ассоциации и эволюционная психология (равенства и противоположности) Ассоциативная теория: Идеальное, реальное, фантастическое Метод свободных ассоциаций Парадоксы методов и приёмов Психофизическая проблема Функциональная система Экологическая система Концепция эволюционной психологии: Возможное, желаемое, необходимое, знаемое и свободное Абстракции и рисунки Научно-методическая программа Экологическая психофизиологическая проблема биологии Явления функциональности Психологическая мотивация Общее: Смысловое поле сознания Признание учений и научных направлений Разрешение вопросов ориентации Социальная структура Феноменологическая методология Физиологическая общность

23 Планирование вопросов адаптации и компенсации Подготовка Инсайд и инсайт Разработка идеи Проект и проектирование Выявление свойств коррекции Прогноз и прогнозирование Применение, внедрение, гипотезирование

24 Разновидности адаптации и компенсации Ситуативная СознательнаяПроизвольнаяМежличностная СубъективнаяОбъективная ДинамическаяСтатическая Неситуативная Надситуативная НеосознаваемаяНепроизвольнаяВербальная Невербальная ПсихическаяФункциональная

25 Общие закономерности компенсаторно- приспособительных реакций 1.Все реакции представляют собой ту или иную комбинацию физиологических функций 2.Обычно все они характеризуются усилением функций, из которых комбинируется каждая из них 3.Все они развёртываются на принципиально единой, стереотипной материальной основе

26 Адаптационно-компенсаторный процесс – это процесс надёжности биологических или иных систем Принципы: В состоянии относительного функционального покоя из общего числа одноименных структур активно функционирует лишь какая-то их часть При более или менее длительной функциональной нагрузке, когда оказывается недостаточным включение в активную работу даже всех структур, которыми располагает орган, происходит увеличение их числа, т.е. гиперплазия

27 Систематика и типология адаптации и компенсации Систематика: Биоритмологическая активность Методико — воспитательная атмосфера Социально — психологическая концептуальность Условно — рефлекторные закономерности Явления высшей нервной деятельности Типология: Индикаторы и диагностика Конструктивность, стабильность и устойчивость Модуляционно — коррекционное управление Органичность форм регуляции, классификации и контроля Сопряжение и синхронизация

28 График адаптационной компенсации (форма структурной нормы)

29 Механизмы адаптации и компенсацииМеханизмы адаптации и компенсации Первоначальная декомпенсация I фаза частичной последующей декомпенсации II фаза частичной последующей декомпенсации Полная декомпенсация Внутрисистемная компенсация Межсистемная компенсация Моторная Организационная Патент- Ориентир- Адаптационный стандарт

30 Тест, тестирование, познание и закономерности, явления социально-психологических наук и экологическое конструирование, ролевая предрасположенность и идентификация, контроль и оценка a. — это явления адаптационного комплекса, который призван помочь в разрешении вопросов приспособления и развитии познания в лучшем освоении действительности b. — это формы улучшения разнообразных условий и фактор-влияний как на человека, так и на окружающую среду, растительный и животный мир, живую и неживую природу c. — это средства совершенствования, обогащения духовной сферы и нравственной оценки d. — это приёмы построения личностной картины и т.д.

31 Архитектоника, гипотезы и теории АдаптацияКомпенсация БиосфераГеосфераНоосфераФизосфера Гипотеза оптимумаГипотеза равновесия Гипотеза единства социального, психологического и биологического времени Теория систем Теория биполярностиТеория психогенезаТеория биогенеза Теория эволюции Теосфера Теория социогенеза

32 Внимание и интервьюирование, значение Внимание всегда занимало главную часть в человеческом сознании, давало возможность приблизиться личности к осознанию самого себя, понять своё место в жизненной системе, актуализировать её, придать систематизированный порядок, выделить важное и прикоснуться к сокровищнице опыта и знания Интервьюирование появилось вместе с языком, структурно-семантическим рядом, когда субъект начал задавать вопросы и хотел получить на них ответы, хотел быть гуманным и добрым, передавать накопленные сведения из поколения в поколение Два этих явления взаимосвязаны, одно определяет другое, одно вытекает из другого, обуславливает и опосредует, позволяет художественно осмыслить сложную природу окружающего пространства В функциональном отношении – это многогранные феномены индивидуальности, основанные на физиологических реакциях и имеющие константную форму отношений Внимание и интервьюирование – это надструктурные образования для адаптации и компенсации, только при всей ответственности, осторожности, аккуратности адаптация и компенсаторная система раскрывает сущность своего существования, функционирует и осознаётся человеком

34 Житейская психология, объекты и субъекты исследования

35 Индивид и индивидуализация, правила и принципы Как и при изучении любой другой проблемы в изучении проблемы адаптации и компенсации возможны различные подходы График всеобщей индивидуализации с указанием вершин пессимумов для правил и принципов

36 Контакт, конфликт, концепция – этические компоненты, процессы Контакт Конфликт Концепция Компонент Процесс Этика – наука о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе

37 Методология, прошлое, настоящее, будущее Виды и формы адаптационной компенсации: ͠Естественная ͠Искусственная ͠Мировоззренческая ͠Периферическая ͠Рациональная ͠Формирующая ͠Центральная ͠Энергетическая o Мирная o Основополагающая o Интегрирующая

38 Предпочтения и требования, системы !Для личности характерен процесс изучения имиджа, который в свою очередь подготавливает сенсорные и познавательные свойства к овладению системами адаптации и компенсации !Предпочтения и требования определяют и формируют весь спектр адаптационно- компенсаторной системы !Системы бывают самые разнообразные, от простых до сложных, от именных до назывательных, методических, практических, теоретических, научных и бытовых, вымышленных и правильных и т.д.

39 Систематика и так называемые уменьшительно- ласкательные разделы знания, состояния ±Для адаптации и компенсации свойственны определённые состояния с многообразным набором параметров ±Классификация и систематизация, другие операции мышления ±Широкая гамма современного терминологического аппарата, обыденная лексика и древние традиционные употребления и выражения ±Все эти характеристики определяют методический поиск уменьшительно-ласкательной структуры адаптационно-компенсаторной функции

40 Фокус формирования, фигуры, формы принадлежности, фигуральность и шифрование, способности, возможности, достижения и успех × При изучении и исследовании проблем адаптации и компенсации человек всегда имеет дело с психологической сферой, многообразными условиями, окружающей средой, природой и т.д. × Поэтому на первый план выходят нормирование, изобретение и открытие, улучшение качества, новшества и т.п. × Для достижения успеха от учёного и исследователя требуется изучение структуры модели фокусного кодирования таланта

41 Цвет и его значение, терминология График относительного соответствия между цветом и словологическим термином

42 Шутка как целебный элемент классификации, формулы, схемы, рисунки Когнитивно-сигнификативное соответствие Юмор Графические общности

43 Эргономические обязанности, цель Для нормального функционирования системы адаптации и компенсации необходим отдых, активная жизненная позиция, адекватность установок Эргономические обязанности – модели настройки, которые способствуют проявлению адаптационных и компенсаторных свойств на уровне высших чувств, в сфере эмоциональной привязанности и интеллектуальной среды

44 Я – концепция, числа и способы работы с ними £Я – концепция в системе адаптации и компенсации ориентирована не только на изучение, но и на поддержку £Для Я – концепции в АДК характерен исследовательский процесс нумерологистики, т.е. числовой процесс £Изучение адаптации и компенсации – это эвристический процесс, творчество и помощь £Изучение числовой системы в АДК – это кодирование, преобразование, шифрование, интуитивная интеллектуализация, поиск новых методов и методик

45 Адаптация и компенсация. Обобщение Таким образом, проблемы адаптации и компенсации многообразны, имеют тонкую структуру организации и тесным образом взаимосвязаны с другими не менее важными проблемами человековедения, природоведения и миронаселения, географической и геологической средой Адаптация и компенсация полезна и необходима каждому из нас

http://www.myshared.ru/slide/310570/

Защитно-приспособительные и компенсаторные реакции. Адаптация и компенсация. Определение понятий, стадии и механизмы развития, примеры.

Компенсаторно-приспособительные процессы – это морфологические и функциональные изменения в организме, направленные на восполнение утраченных функций.

Индивидуальная адаптация

— процесс, в результате которого организм приобретает отсутствующую ранее устойчивость к определенному фактору Среды и получает возможность жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью, решать задачи, ранее неразрешимые.

Если адаптация не состоялась, то возникает болезнь.

Компенсация

— процесс, развивающийся в больном организме, обеспечивающий уменьшение функционального дефекта, вызванного повреждением, за счет количественного увеличения или качественного изменения структуры и функции микросистем, органов и систем, не пострадавших при повреждении.

1. Возникают в ответ на сигнализацию дефекта функций и структур,обменных процессов.

2.Направлены на восстановление гармоничных координированных соотношений в деятельности органов и систем в интересах целостного организма.

3. Направлены на восстановление гомеостаза.

4. Направлены на усиление приспособляемости организма к меняющимся условиям среды.

5. Существуют только при наличии патологических реакций.

Компенсаторная реакцияможет быть:

а) полезной — кашель при пневмонии

б) вредной — сухой кашель в начале ОРЗ

в) и полезной и вредной — кашель при хроническом бронхите удаляет мокроту, но ведет к увеличению давления в альвеолах: эмфизема, препятствие крови в малом кругу кровообращения — недостаточность правого желудочка

«Цена» адаптации и компенсации- комплекс отрицательных,опасных для организма изменений,развивающихся в связи с адаптацией к тому или иному фактору среды или компенсацией возникшего в ходе развития болезни дефекта функций и структур.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://vikidalka.ru/1-211352.html

Оценка личности MMPI

Автор: Максим Величко вкл. 27 Февраль 2012 .

Психологическая адаптация в настоящее время является важным социальным критерием, позволяющим оценивать баланс личностного функционирования в системе профессиональных, социальных и межличностных отношений.

Психологическая адаптация

Психологическая адаптация зависит от многих переменных: индивидуальные особенности, психологические защиты и копинг, немаловажная роль в процессе психологической адаптации отводится требованиям со стороны социального окружения.

Адаптация и компенсация определение - картинка 4

Тяжесть дезадаптации индивида находится в зависимости от нарушений раннего развития и особенностей усвоения предшествующего опыта, наличия текущих стрессовых событий.

На биологическом уровне психологическая адаптация зависит от состояния нервной системы и ее способности регулировать процессы торможения и возбуждения. Длительная эмоциональная нагрузка, отсутствие возможности отдыха и восстановления, как правило, заканчиваются истощением физиологических ресурсов регулирования и снижением адаптивных свойств нервной системы. Темперамент, инстинкты, эмоции, интеллектуальные способности часто называют врожденными основами адаптивности.

Важное место в вопросах психологической адаптации занимает социальный буфер. Социальный буфер — это ресурсы и возможности, предоставленные социальным окружением, которые индивидуум использует для приспособления. Коммуникативные способности человека открывают доступ к дополнительным социальным ресурсам и существенно увеличивают адаптационный потенциал.

Важный момент в процессе психологической адаптации — способность включать и менять социальные роли. Эффективность адаптации зависит не только от числа используемых ролей, но и от оправданности и адекватности их выбора. Поэтому одним из критериев психологической адаптации является способность человека критически оценивать свое место в социальной группе, свои реальные возможности и способности.

В психологии часто применяется понятие «адаптационный синдром». В протекании синдрома выделяют три стадии: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия стабилизации состояния, или истощения.

Психологическая адаптация — это понятие, которое лежит в основе концепции здоровья человека, так как заключение «психическое расстройство» основывается не на субъективном мнении врача, а на объективных признаках низкой адаптационной способности человека. Проблемные ситуации, возникающие в процессе социализации, становятся пусковым механизмом для запуска адаптационных процессов.

Потребность в коррекции поведения возникает в случаях напряжения адаптационных возможностей индивидуума. Наличие слаженно работающих компенсаторных способностей, позволяет относить человека к разряду здоровых.

Социализация это процесс формирования конкретных социально-психологических типов личности, результат онтогенетического развития.

Личность может быть социализированной, но дезадаптированной. Более того, дезадаптация человека может стать следствием высокой степени социализированности.

Адаптация (adaptation) это системная реакция организма или личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды.

Здесь имеем ввиду приспособительные реакции, а не поддержание равновесия, гомеостаза, которые ближе к копинг-поведению.

Механизм адаптации имеет определенную структуру, включающую ряд уровней.

Адаптация и компенсация определение - картинка 5

Психофизиологическая адаптация это совокупность физиологических реакции организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов. Психологическая адаптация это способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. Термин морально устарел, иногда используется в клинической психологии.

Все уровни адаптации одновременно и в различной степени участвуют в процессе регулирования.

Регулирование (adjustment) определяется двояко (по Г. Айзенку):

  • как состояние, в котором сталкиваются потребности индивида и требования среды;
  • как процесс, посредством которого достигается состояние баланса.

В процессе психологической адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.

  • Аллопластическая адаптация – осуществляется изменениями внешнего мира под существующие потребности личности.
  • Аутопластическая адаптация – осуществляется изменениями структуры личности под условия среды.

Различают общую и ситуативную адаптацию; общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций.

Социальную адаптацию можно описать как отсутствие переживания конфликта со средой.

Социально-психологическая адаптация это процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания и, при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворять свои основные потребности. Социальная уступчивость это исправления нарушений адаптации со стороны социальной среды таким образом, что неприемлемые для одних ситуаций формы поведения становятся приемлемыми для других. В первую очередь, социальная уступчивость направлена на детей, а также лиц, страдающих нервно-психическими расстройствами.

В процессе активизации и использования психологических адаптивных механизмов изменяется и психическое состояние личности. По завершению адаптационного процесса оно имеет качественные отличия от состояния психики до адаптации.

Психоаналитические концепции отмечают адаптацию как процесс, осуществляемый при помощи механизмов психологических защит. Но не всякая адаптация через развитие и процесс научения является конфликтной, требующей включения механизмов психологической защиты.

Важнейший принцип теории социально-психологической адаптации заключается в том, что защитные процессы адаптации в сложившейся проблемной ситуации протекают не изолированно, а в виде комплексов. Различают три разновидности комплексов:

  1. Незащитные адаптивные комплексы используются в нефрустрирующих проблемных ситуациях и направлены на разрешение внешних конфликтов.
  2. Защитные адаптивные комплексы являются устойчивым сочетанием механизмов защит и направлены на разрешение внутренних конфликтов.
  3. Смешанные комплексы состоят их защитных и незащитных механизмов.

Следует отличать жизненный успех и адаптированность личности. Неверно считать каждую неудачу признаком отсутствия адаптированности. Необходимо учитывать, что не все потребности человека способствуют его правильному функционированию и социально-психологической адаптации.

Первой составляющей в структуре личности, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Инстинктивное поведение индивида можно охарактеризовать как поведение с опорой на естественные потребности организма. Но существуют адаптивные в данной социальной среде потребности и потребности, приводящие к дезадаптации. Адаптивность или дезадаптивность потребности зависит от личностных ценностей и объекта-цели.

Дезадаптивность личности выражается в ее неспособности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям.

Дезадаптированная личность не в состоянии отвечать требованиям, предъявляемым социумом, выполнять свою социальную роль. Признаком возникающей дезадаптации становится переживание личностью длительных внутренних и внешних конфликтов. Причем, пусковой механизм для дезадаптации — не наличие конфликтов, а факт того, что ситуация приобретает значение проблемной.

Для понимания особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого личность начинает свою адаптивную активность.

Два вида адаптивной активности:

  • адаптация путем преобразования и устранения проблемной ситуации;
  • адаптация с сохранением ситуации — приспособлением.

Адаптивное поведение характеризуется:

  • успешным принятием решений,
  • проявлением инициативы и ясным представлением своего будущего.

Основными признаками эффективной адаптации являются:

  • в сфере социальной активности — приобретение индивидом знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства;
  • в сфере личностных отношений — установление интимных, эмоционально насыщенных связей с желаемым человеком.

Критерии, указывающие на адаптивный процесс:

  • адекватность когнитивных механизмов обработки информации;
  • показатели личностной зрелости;
  • показатели социальной зрелости;
  • клинический критерий (по Братусю) — отсутствие клинически выраженной психопатологии;
  • статистический критерий: адаптированная личность — личность, наиболее чаще встречаемая в популяции;
  • социальный критерий — это социальная адаптация.

Адаптационный потенциал это копинг-ресурсы, копинг-поведение и способность вырабатывать копинг-стратегии.

Санкции со стороны общества ставят под удар адаптационный потенциал. Общество людей:

  • подавляет,
  • ущемляет,
  • предъявляет требования,
  • является источником конфликтов с другими.

Все санкции воздействуют на человека стрессогенно, вызывая при этом состояние активации. Если человек не можем справиться, то возникает дистресс.

Состояние активации — это весы: на одной чаше лежат когнитивные механизмы обдумывания, а на другой чаше находятся переживаемые фрустрации.

Человек сохраняет психологическую устойчивость до тех пор, пока в голове происходит обдумывание ситуации. Если когнитивные механизмы не справляются — запускаются биохимические процессы, возникает психопатология.

Адаптация и компенсация определение - картинка 6

Этот процесс характеризуется не плавным течением, а изменениями переломного характера, переходом в состояние качественно нового уровня.

Часто вместо понятий «адаптация-дезадаптация» в психиатрии и медицинской психологии можно встретить градацию «компенсация-декомпенсация». Полярности предлагают рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции. Они позволяют оценивать степень совладания с имеющимися нарушениями, что позволяет определять тактику психиатрического воздействия и выбор методов реабилитации и профилактики.

Компенсация

Адаптация и компенсация — это не полностью идентичные понятия, разница заключается в том, что при адаптации происходит приспособление — «смирение», выработка положительного отношения к имеющимся нарушениям. В свою очередь, при компенсации происходит замещение утраченной психической функции более приемлемой для данного состояния организма способностью.

  1. Налчаджян А.А. Социально-психологическаяя адаптация личности — Издательство АН Армянской ССР. Ереван, 1988г.
  2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека — Л., 1988г.
  3. Перре М., Бауман У. Клиническая психология — Питер, 2007г.

http://psy-diagnoz.com/glossary/102-sotsialno-psikhologicheskaya-adaptatsiya.html

Литература

  1. Наумов, С.Г. Доверенность: часто задаваемые вопросы, образцы документов; М.: Юрайт, 2011. — 169 c.
  2. Воронков, Ю. С. История и методология науки. Учебник / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 490 c.
  3. Кабинет информатики. Методическое пособие / И.В. Роберт и др. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. — 126 c.
  4. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.
  5. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях