WordPress

Компенсация вреда окружающей среде это

Компенсация вреда окружающей среде это - картинка 1
Предлагаем рассмотреть тему: "Компенсация вреда окружающей среде это", а на все дополнительные вопросы вам ответит дежурный консультант.

ПРОБЛЕМЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

студент 3-го курса Факультета непрерывного образования Российского Государственного Университета Правосудия,

студент 3-го курса Факультета непрерывного образования Российского Государственного Университета Правосудия,

Компенсация вреда окружающей среде это - картинка 2

Одним из основных прав человека является его право на благоприятную окружающую среду, что закреплено в статье 42 Конституции РФ [1, с. 10]. Кроме того, государство, в той же норме гарантирует право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Большими темпами рост производства в Российской Федерации в различных видах сельского хозяйства, промышленности, энергетики, увеличивает количество выбросов, сбросов загрязняющих веществ. Наиболее острой проблемой является проблема единой правовой базы, единого подхода судов к сложившейся ситуации, отсутствие методики расчетов и доказывания, причиненного ущерба.

В данный момент, возмещение вреда окружающей среде проводится в двух формах: натуральной и денежной. Натуральная форма предполагает различный спектр мероприятий по восстановлению природных объектов, надзорные органы, в данном случае, следят за приведением объектов и ресурсов в первоначальное состояние. Однако, на практике, возмещение вреда окружающей среде проводится в большинстве своем в денежной форме. Данный вид компенсации не позволяет в полной мере восстановить природный объект, так как, дальше возникает другой вопрос – проблема расходования бюджетных средств. Зачастую, эти средства поступают в бюджет и в дальнейшем реальный ущерб, причиненный правонарушением не покрывается в полной мере.

В Российской Федерации в достаточной мере развита система органов экологического контроля. Во-первых, важно отметить, что данный вид контроля подразделяется на общий и специальный. Общий экологический контроль осуществляется непосредственно Президентом РФ, Федеральным собранием РФ, представительными органами субъектов РФ, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и органами местного самоуправления. Специальный, в свою очередь, преимущественно органами надведомственной компетенции. Например, Минприроды, Росприроднадзор и Рослесхоз. Однако проблема заключается в том, что данные органы не всегда надлежащим образом реализуют свои полномочия.

В связи с вышеизложенным, становится ясно, почему в Приказе Генпрокуратуры России от 01 апреля 2014 г. № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» содержится требование от прокуроров добиваться надлежащего исполнения полномочий органами государственного экологического надзора [4, с. 32]. При этом, в документе подчеркнуто, что особое внимание стоит уделять выполнению обязанностей по предъявлению исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам в каждом случае ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации, разрушения естественных экологических систем, природных комплексов, природных ландшафтов и иного нарушения законов в этой сфере.

Приказ налагает на прокуроров возможность выявления фактов уклонения от обращений в суд с исковыми требованиями, которые предъявляются органами экологического надзора, что дает возможность органам прокуратуры привлекать к ответственности виновных должностных лиц.

Таким образом, компенсация вреда окружающей среде может осуществляться добровольно либо по решению суда. В существующих реалиях, факты уклонения природопользователей от возмещений имеют преобладающую тенденцию. Поэтому судебный порядок возмещения вреда остается более применяемым. При рассмотрении судебной, а также прокурорской практики можно выявить проблемы, существующие в сфере применения законодательства о возмещении вреда окружающей среде. Данные проблемы влияют на то насколько независимым, верным и честным будет решение суда, вынесенное в ходе рассмотрения дела о возмещении вреда окружающей среде. В статье авторы рассмотрели некоторые проблемы правоприменительной практики и наметили пути их решения.

Первой и одной из самых важных проблем является тот факт, что на данный момент довольно сложно определить подведомственность дел по нарушениям природоохранного законодательства. В ГПК РФ указано, что суды рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим, в том числе, из земельных, экологических и иных правоотношений за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. Статьи 27 и 28 АПК РФ устанавливают подведомственность арбитражному суду дел по экономическим спорам и связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Не смотря на то, что в законе есть четкие разграничения и правила, не существует единой судебной практики по данному вопросу. Из-за этого периодически возникает такое явление, как отказы судов в принятии заявлений прокурора. Такой отказ возможно оспорить, например, указать что споры должны быть разрешены в порядке административного или уголовного судопроизводства, либо подведомственны арбитражному суду.

В таком случае, судебные инстанции в которых обжаловался отказ, как правило, удовлетворяют требования, ссылаясь при этом на то что, предметом заявления по таким делам являются не имущественные отношения участников хозяйственного оборота, возникающие в ходе их предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому данная категория дел должна быть рассмотрена в судах общей юрисдикции, независимо от субъектного состава лиц, участвующих в деле.

Еще одной принципиально важной проблемой стоит считать методику исчисления размера вреда окружающее среде. Данные экологические правонарушения исчисляются на основании методик и такс. Действующие в настоящее время документы, определяют размер вреда как сумму ущерба от разнообразных видов воздействия на природные объекты отдельно, а не комплексно. В данном случае не учитывается комплексное негативное воздействие, вследствие чего допускаются ошибки в расчетах.

Анализируя судебную практику, авторами была выявлена еще одна проблема, которая выражается в недостаточности исследования судами всех доказательств о совершенных правонарушениях, вследствие чего суды не видят противоправности деяния. В решениях судов была выявлена тенденция, которая выражается в отклонении в принятии протоколов об административном правонарушении и постановлений о привлечении к административной ответственности.

На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов, которые указывают на то, что в Российской Федерации практика возмещения вреда окружающей среде нуждается в совершенствовании.

Авторами могут быть предложены следующие возможные варианты решения, вышеназванных проблем:

— изменения самого законодательства, регулирующего вопрос возмещения вреда окружающей среде;

— совершенствование института исчисления размеров вреда, причиненного окружающей среде, а именно, учитывать комплексный характер вреда;

— обратить внимание суда при рассмотрении подобных дел, сделать акцент на важности категории, исследование законодательной базы и доказательств.

Авторы подчеркивают, что институт возмещения вреда является новеллой для теории экологического права, и в связи с чем, его реализация еще не осуществляется в полном объеме заявленных требований. Этот институт является очень важным как для граждан, так и для общества и государства, в целом. Выполнение функций предотвращения экологических правонарушений, надзор органами, возмещение вреда, причиненного правонарушениями, — все это, нуждается в грамотной проработке органами законодательной и исполнительной власти.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что первостепенной задачей для органов государственной власти Российской Федерации является приведение законодательства в то состояние, которое будет способствовать решению остальных проблем, возникающих в экологическом праве.

В настоящее время, отсутствие грамотной нормативно-правовой базы, мешает урегулированию вопросов, связанных с компенсацией вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением, так как, компенсации, в свою очередь, являются гарантом того, что объекты природной охраны будут восстановлены и приведены в первоначальное состояние.

Список литературы:

http://sibac.info/conf/jurisprudence/xxii/143512

Понятие, виды и формы вреда окружающей среде

К юридическим средствам возмещения вреда окружающей среде относится гражданско-правовая ответственность (ГПО).Она наступает по факту правонарушения, т.е. виновного и противоправного поведения. Основная функция ГПО состоит в восстановлении нарушенного состояния природной среды и возмещении причиненного ущерба. Таким образом, для решения вопроса возмещения природе вреда используют нормы гражданского законодательства.

На требования о возмещении вреда природной среде распространяются общие основания ГПО, среди которых основополагающее значение имеют вина и противоправность поведения. Причинивший вред обязан его возместить, если не докажет, что вред причинен не по его вине. Вред природной среде с точки зрения последствий можно разделить на вред экономический и вред экологический.

Понятие экономического вреда. Причиняется экономическим интересам природопользователя. Он может выражаться в потерях товарной продукции природы, упущенной выгоде, вынужденных расходах на восстановление имущества и нарушенного состояния природной среды.

Вред экологическийнарушает экологические интересы общества в здоровой, благоприятной для жизни, окружающей среде.

Материальным объектом причинения вреда является качество окружающей среды, состояние ее экологических систем, те обменные процессы, которые протекают в биосфере. Вред природной среде причиняется как в результате правомерной (т.е. разрешенной государством) деятельности, так и вследствие нарушения природоохранительного законодательства (экологического правонарушения). Соответственно этому ответственность причинителя вреда может быть эколого-экономической или эколого-правовой.

Эколого-экономическая ответственностьпричинителя вреда — это ответственность за правомерный, разрешенный, вынужденный по объективным обстоятельствам вред. Она наступает по самому факту причинения вреда независимо от наличия вины в действиях причинителя вреда. А юридическая ответственность наступает при нарушении природоохранительного законодательства. Ее основанием является факт совершения экологического вреда, а не факт возникновения вреда.

Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, т.е. такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).

Виды объектовэкологического вреда:

окружающая среда — антропогенный вред;

здоровье человека — физиологический вред;

будущее поколение человечества — генетический вред.

Формы вреда:

экологический вред: любые неблагоприятные последствия (материальные и нематериальные), вызванные нарушением экологического законодательства;


ущерб (реальные и предполагаемые потери количества или качества окружающей среды);

убытки (экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь) в виде: расходов на восстановление прежнего состояния окружающей среды, утраты с/х продукции, рыбных запасов и т.д.; потери товарной продукции (имущества); упущенной выгоды, недополученных доходов.

Экологический вред проявляется в:

порче — нерациональном использовании, ведущем к потерям качественных и количественных характеристик природных объектов

загрязнении — любом изменении физико-химического состава любым способом и в любой степени

истощении — уменьшении полезных природных свойств

повреждении — частичном приведении в негодность по качеству и количеству

уничтожении — полном качественном и количественном приведении в негодность.

Способы (случаи) возникновения вреда:

негативное воздействие последствий аварий и катастроф на объекты природной среды

негативное воздействие загрязненных природных объектов с причинением вреда жизни и здоровью (нематериальным благам) физических лиц и имуществу юридических лиц.

В процедуры защиты прав лиц при причинении им экологического вреда входит:

1. Страхование ответственности за вред, причиненный собственнику природного объекта загрязнением этого объекта (имущественное страхование) или здоровью и имущественным интересам физических и юридических лиц вследствие негативного воздействия загрязненных природных объектов (экологическое страхование).

2. Обращение собственника природного объекта к предприятию-загрязнителю с требованием возместить вред, причиненный загрязнением природного объекта.

3. Обращение физических и (или) юридических лиц к специально уполномоченным органам в области ООПС или природоохранную прокуратуру с просьбой о защите их нарушенных прав.

4. Обращение в суд с иском к предприятию-загрязнителю или к собственнику природного ресурса.

5. Обращение специально уполномоченных органов или органов природоохранных прокуратур в суд для защиты прав физических или юридических лиц.

6.2.2. Порядок возмещения экологического вреда(ущерба, оцениваемого в денежном выражении) имеет следующие формы:

судебный и внесудебный (в административном порядке, через страховые выплаты, единовременное экологическое пособие, экологические льготы населению);

добровольно и принудительно;

установленным способом (по таксам, по методикам исчисления ущерба, по фактическим затратам на восстановление потерь в природной среде;

в смешанном (комбинированном) порядке.

Понятие «вред природной среде» включает в себя прямой и косвенный ущерб, а также убыток.

Ущерб — это выражение в денежной форме результатов вредного воздействия на окружающую среду.

Убыток — материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей (граждан, предприятий, учреждений и организаций), возникающие в результате:

ликвидации экологических последствий аварии и восстановления нарушенного состояния окружающей среды;

потери здоровья, порчи имущества и продукции природопользователей;

упущенной выгоды от изменения состояния ОС и природных ресурсов и т.п.

Вред, нанесенный ОС, оцениваетсяна основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного негативного воздействия на окружающую среду.

Величина компенсации ущерба, наносимого негативным воздействием на окружающую среду, определяется как сумма ущербов, причиненных различным природным ресурсам, но может быть определена и по одному из них.

Исчисление ущерба и убытков осуществляется на основании действующей нормативно-методической документации, кадастровой оценки природных ресурсов, а также такс для исчисления размера взыскания за ущерб растительному и животному миру.

Возмещение вреда потерпевшей стороне может осуществляться в натуральной и стоимостной формахза счет собственных средств виновника или средств страховых организаций, осуществляющих экологическое страхование.

К натуральным формам относятся меры: по восстановлению эквивалента утраченного количества и качества природного ресурса, предоставлению равноценного природного ресурса взамен утраченного, восстановлению природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда, выделению заменяющих объектов, материалов, технологий, оборудования. строительству сооружений и объектов по воспроизводству и восстановлению утраченного.

К стоимостным формам возмещения вреда относятся: предоставление финансовых средств для восстановления нарушенного состояния окружающей среды до исходного, финансирование мероприятий по воспроизводству природных ресурсов, финансовое обеспечение мер по возмещению вреда, включая упущенную выгоду, компенсация иных дополнительных затрат в связи с восстановлением природного ресурса.

Принципы основаны на ГПО. Это всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред, это принцип полного возмещения, это принцип ответственности юридических лиц и граждан, принцип солидарной ответственности при совместном причинении вреда.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/9xc9f1.html

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ/Глава XIV

← Глава XIIIФедеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» — Глава XIVГлава XIV.1 →

Содержание

Глава XIV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ [ править ]

Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды [ править ]

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 76. Разрешение споров в области охраны окружающей среды [ править ]

Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде [ править ]

1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.

2. Вред окружающей среде, причинённый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

3. Вред окружающей среде, причинённый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды [ править ]

1. Компенсация вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утверждёнными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причинённый нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещён посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счёт его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

2.1. При определении размера вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесённые лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учёта этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Статья 79. Возмещение вреда, причинённого здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды [ править ]

1. Вред, причинённый здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объёме.

2. Определение объёма и размера возмещения вреда, причинённого здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 80. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды [ править ]

Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BE%D1%82_10.01.2002_%E2%84%96_7-%D0%A4%D0%97/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0_XIV

Литература

  1. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.
  2. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.
  3. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. — М.: Академия, 2008. — 208 c.
  4. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.
  5. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях