WordPress

Компенсация вреда причиненного окружающей среде и развитию

Компенсация вреда причиненного окружающей среде и развитию - картинка 1
Предлагаем рассмотреть тему: "Компенсация вреда причиненного окружающей среде и развитию", а на все дополнительные вопросы вам ответит дежурный консультант.

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде

Вред природной среде причиняется согласно ст. 96 Закона «Об охране окружающей природной среды» ее загрязнением, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Обратим внимание, что по конструкции ст. 96 потерпевшей стороной выступает природная среда, являющаяся не субъектом, а объектом права. Говоря о возмещении вреда природной среде, имеют в виду, что стороной любого обязательства, в том числе возникающего из причинения вреда, является субъект права, а не его объект. Соответственно вред природной среде возмещается в зависимости от реальной ситуации обладателю права собственности на природные ресурсы или природопользовавателю.

Дела о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, рассматриваются по искам прокурора, органов Госкомэкологии РФ, других государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, граждан и юридических лиц, во владении и пользовании которых находятся природные ресурсы, администрации государственных заповедников и национальных природных парков.

ГК РФ предусматривает два способа возмещения вреда – в натуре (реальный) и в денежном выражении (ст. 1082). Что касается реального возмещения вреда в натуре, то при различных видах экологических правонарушений встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка – участок покрыт траншеями, котлованами и т.п. – восстановление может заключаться в устранении этих недостатков. Восстановление лесных массивов может быть осуществлено посредством новых посадок древесных культур.

Решение о восстановлении прежнего состояния земли, других природных ресурсов как способ реального возмещения вреда, причиненного нарушением правил рационального использования и охраны природных богатств, принимается в каждом конкретном случае судом. Очевидно, такое требование может быть предъявлено к правонарушителю, если:

• восстановление объективно возможно и

• правонарушитель в силу своей специальной правосубъектности в состоянии в течение некоего оптимального срока провести необходимые работы. При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении.

Возмещение причиненного природной среде вреда в денежном выражении определяется рядом способов, предусмотренных законодательством об окружающей среде. В соответствии со ст. 87 Закона «Об охране окружающей природной среды» возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится: в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии, – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» (ч. 2 ст. 87) суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей среде (до принятия Закона эти суммы перечислялись в государственный бюджет) либо перечисляются в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании (фонд Байкала, Волги и т.п.).

При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей участия каждого в причинении вреда (в том числе изыскательских, проектных, строительных организаций). Данное положение ч. 3 ст. 87 Закона «Об охране окружающей природной среды» соотносится со ст. 1080 ГК РФ об ответственности за совместно причиненный вред.

http://lektsii.org/8-43995.html

Формы возмещения экологического вреда

Формы возмещения вреда и исчисление размеров ущерба, причиненного экологическим правонарушением

Формы возмещения вреда установлены Гражданским кодексом РФ (нормы которого имеют общий характер) и Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (нормы которого имеют специальный характер).

Учитывая специальный характер правовых норм закона «Об охране окружающей среды», они при регулировании отношений в сфере охраны окружающей среды имеют приоритетное значение.

Итак, согласно п. 3 ст. 77 закона «Об охране окружающей среды»,

«Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды».

При этом приоритет при определении формы возмещения вреда законодателем отдается утвержденным в установленном порядке таксам и методикам исчисления размера вреда окружающей среде.

Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, принятыми на основании постановления Правительства РФ от 28.09.1992 № 632 Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 10. Ст. 726. определяют:

процедуру установления факта экологического правонарушения и определения величины вредного воздействия;

исчисление размеров убытков, причиненных экологическим правонарушением;

формы возмещения вреда.

В частности выяснение обстоятельств дела об экологическом правонарушении и выявление его последствий производится территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, компетентными органами субъектов РФ — немедленно при получении информации о нем. По факту совершения экологического правонарушения составляется протокол. В протоколе могут быть приведены как точные, так и предварительные сведения о размерах воздействия на окружающую среду.

Дальнейшее рассмотрение дела об экологическом правонарушении осуществляется специально уполномоченным должностным лицом территориального органа или комиссией по рассмотрению дела об экологическом правонарушении.

После рассмотрения дела, должностное лицо (комиссия) территориального органа выносит постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Исчисление убытков осуществляется путем специальных обследований и аналитических расчетов на основании действующих нормативных актов, методической документации, кадастровой оценке природных ресурсов, а также такс для исчисления размера взыскания причиненного вреда. При исчислении убытков учитываются продолжительность негативного воздействия на окружающую среду, соответствующие коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, а также изменение уровня цен.

При неисполнении нарушителем требований постановления о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, территориальные органы могут предъявлять в суд или арбитражный суд иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.

Возмещение вреда может осуществляться в стоимостной форме за счет собственных средств лица, совершившего экологическое правонарушение, или средств страховых организаций.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 78 закона «Об охране окружающей среды»: «Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды».

Поэтому, согласно данной норме определение размера вреда осуществляется:

1) исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ;

2) при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среде.

В первом случае размер вреда определяется одновременно из следующих составляющих:

— фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды;

— в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.

При отсутствии этих составляющих размер вреда определяется в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среде.

Считаем, что если организацией — причинителем вреда произведены фактические затраты на восстановление окружающей среды, но не утверждены в установленном порядке проекты восстановительных работ, такие фактические затраты не могут служить доказательством возмещения ущерба в натуре по следующим основаниям.

В-первых, устранение юридическим лицом выявленных нарушений посредством исполнения принудительно возложенного на него (предписанием) неисполненной обязанности, предусмотренной законом, не снимает с юридического лица, виновного в совершении экологического правонарушения, юридической ответственности (имущественной ответственности, выраженной в возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением).

Во-вторых, исполнение обязанностей по осуществлению мероприятий по охране окружающей среды, по очистке и обезвреживанию отходов производства, по рекультивации нарушенных и загрязненных земель согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» не является способом возмещения вреда, а является самостоятельными обязанностями и самостоятельными работами, которые сопровождают процесс эксплуатации объектов и иной хозяйственной деятельности и могут являться в качестве составной части размера вреда.

Таким образом, произведенные организацией — причинителем вреда фактические затраты, направленные на восстановление нарушенного состояния земель, которые по сути являются одним из видов мероприятий по выполнению предписания органа государственной власти, — это только частичная компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. При определении размера вреда необходимо учитывать также и иные расчеты: понесенные убытки (реальный ущерб и упущенная выгода), а также проекты рекультивационных и иных восстановительных работ в полном объеме, а при их отсутствии — таксы и методики исчисления размера вреда окружающей среде.

В-третьих, следует отметить, что проведение восстановительных (рекультивационных) работ должно соответствовать требованиям действующего законодательства:

— необходимо утвердить в установленном порядке соответствующий проект;

— необходимо соблюдать порядок проведения работ по рекультивации земель, установленный действующим законодательством;

— необходимо представлять государственную статистическую отчетность №2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» в порядке, предусмотренном законодательством. Тихомирова Л.А. Экологическое право. М., АТИСО, 2008. С. 67.

http://studbooks.net/1044971/pravo/formy_vozmescheniya_ekologicheskogo_vreda

Добыча нефти и газа

Изучаем тонкости нефтегазового дела ВМЕСТЕ!

Компенсация вреда причиненного окружающей среде и развитию - картинка 2

Возмещение вреда природной среде

В принципе любая хозяйственная деятельность, связанная с вмешательством в природную среду, нарушает сложившиеся в ней экологические связи и зависимости, причиняет ей вред, который может выражаться в загрязнении путем выброса вредных отходов производства,

применении химических средств защиты растений в сельском хозяйстве, порче, повреждении, ухудшении качества отдельных компонентов природы, разрушении экологических связей и экологического баланса при строительстве промышленных объектов и тому подобных результатов преобразовательной деятельности человека.

По своим последствиям вред, причиненный природной среде, может быть экономическим и экологическим.

Экономический вредпроявляется в форме потерь имущества, предполагаемых доходов. Он причиняется природопользователю.

Экологический вредвыражается в потерях в природной среде вследствие ее загрязнения, истощения, разрушения Его особенности заключаются в двух признаках: отдаленности факта причинения вреда от его проявления в реальной действительности; невосполнимости и необратимости вреда, когда он причиняется невоспроизводимым объектам природы, здоровью человека, его жизни, генетической программе живого.

Эти особенности отражаются на формах и способах возмещения. Экономический вред возмещается по правилам имущественной ответственности: предоставление равноценной вещи или путем натуральной либо денежной компенсации.

Натуральная и денежная компенсации применяются и при возмещении экологического вреда. Однако натуральная компенсация здесь возможна в строго ограниченных случаях, когда возможно восстановить потери в природной среде и ее ресурсах. Денежная компенсация выражается в затратах на восстановление, оздоровление, улучшение природной среды, ибо не все из них поддаются денежной оценке, а предполагаемый ущерб из-за отдаленности своего проявления не имеет в ряде случаев реального объема.

Экономический и экологический вред взаимосвязаны. Так, экономический вред влечет за собой вред экологический, и наоборот, ухудшение экологической обстановки дает потери в экономике.

Другое важное обстоятельство, которое влияет на способы возмещения вреда природной среде, состоит в делении этого вреда на правомерный и противоправный. Правомерный вред разрешается законом в силу неизбежности хозяйственной деятельности. Неправомерный или противоправный вред возникает в результате нарушения природоохранного законодательства в хозяйственной деятельности.

Объективной границей между ними служат установленные законодательством пределы хозяйственного воздействия на природную среду, исключающие наступление вредных последствий. К числу таких объективных критериев для разграничения относятся государственные стандарты качества окружающей природной среды, иные условия, определяющие возможность и допустимость нормального экологического риска.

Правомерный вред носит плановый характер. Он исходит из реальных возможностей восстановления потерь в природной среде. Поэтому причинение такого вреда в процессе производственно-хозяйственной деятельности и его возмещение предусматриваются в государственных плановых заданиях. Обязанность министерств и ведомств, предприятий и организаций по возмещению правомерного вреда вытекает из их хозяйственной деятельности по факту причинения вреда и носит название экономической ответственности.

Неправомерный вред является составной частью экологического правонарушения. Он возмещается при наличии вины причинителя вреда в порядке юридической, а точнее, гражданско-правовой ответственности.

Эти два вида ответственности выполняют следующие функции — репарационные (компенсация причиненного вреда), репрессивные (наказание за вред путем взыскания стоимости причиненного вреда или возложение обязанности по ликвидации его последствий в натуре); воспитательные (влияние на правовое и экологическое воспитание природопользователя и предупреждение возникновения вреда).

Если юридические меры ответственности связываются, как правило, с нарушением установленных правовых предписаний в области охраны окружающей среды, то экономические меры обычно наступают по факту причинения вреда природной среде.

Экономические мерывыполняют три функции. Первостепенное значение имеет их стимулирующая функция, позволяющая материально заинтересовать предприятия, загрязняющие природную среду, в проведении комплекса природоохранных мероприятий по обеспечению экологической безопасности. Другая функция — компенсационная, направленная на восстановление потерь в природной среде. Следует отметить также и превентивное влияние подобных мер для предупреждения возможных уклонений от требований экологической безопасности при планировании, размещении и проектировании предприятий-загрязнителей и других объектов.

К экономическим мерам относятся различные виды хозяйственных платежей за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, платы за пользование природными ресурсами, компенсации потерь в природной среде.Как правило, они применяются в случаях правомерного причинения вреда в ходе хозяйственной деятельности. Размер таких платежей повышается, если природопользователь превышает установленные для него рамки воздействия на природную среду.

Наиболее распространенная мера экономического воздействия — хозяйственные платежи, которые устанавливаются за использование природной среды для сбора и выброса отходов производства. Они существуют в виде хозяйственных штрафов, взносов, сбросов с предприятий-ресурсопользователей. Хозяйственные платежи взыскиваются в установленном порядке за счет средств предприятия и направляются на проведение мер по охране природной среды.

Экономические нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду учитывают особенности природных комплексов, составы и свойства выбросов, затраты, необходимые для ликвидации или предотвращения загрязнения. Источником таких платежей является прибыль (доход) предприятия. За превышение допустимых выбросов, аварийное загрязнение природной среды размер платы повышается в кратном размере по отношению к нормативу. Плата за выбросы взыскивается в бесспорном порядке.

Экологические правонарушения меньшей степени опасности являются предметом административной ответственности. Наиболее распространенной мерой административной ответственности за экологические правонарушения является денежный штраф, налагаемый в соответствии с законом государственным природоохранным органом.

Кроме того, в числе мер административного воздействия применяются: предупреждение, замечание, общественное порицание, изъятие незаконно произведенной продукции, орудий, инструментов и других предметов, используемых для незаконного присвоения объектов природы. В качестве меры административного пресечения используется такое средство воздействия на нарушителя, как ограничение или запрещение, прекращение деятельности хозяйственного объекта, загрязняющего окружающую среду.

http://oilloot.ru/85-promyshlennaya-bezopasnost-okhrana-truda-ekologiya-strakhovanie-opasnykh-obektov/332-vozmeshchenie-vreda-prirodnoj-srede

Компенсация вреда причиненного окружающей среде и развитию

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 49 от 30.11.2017 разъяснен порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Верховный суд указал, что вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению независимо от возмещения вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц, вызванного негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и (или) иной деятельности. Равным образом возмещение вреда окружающей среде не является основанием для освобождения лица от ответственности за причинение вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц в результате негативного воздействия на окружающую среду в связи с осуществлением им хозяйственной и (или) иной деятельности и нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Например, лицо, применяющее в сельском хозяйстве токсичные химические вещества, не подвергающиеся распаду в окружающей среде, может быть обязано как возместить вред, причиненный окружающей среде, так и убытки, возникшие у конкретных собственников (пользователей) земельных (лесных) участков (в частности, вследствие гибели принадлежащих этим лицам урожая, животных и др.).

Лицо привлекается к имущественной ответственности в случае причинения им вреда, выражающегося в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.

Следует отметить, что непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

Общий срок исковой давности по делам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, составляет двадцать лет. Однако, срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда, причиненного радиационным воздействием на окружающую среду, составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

С исковыми заявлениями могут обращаться в суды уполномоченные органы государственной власти и субъектов РФ (Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Департамент лесного хозяйства, Министерство природных ресурсов и экологии, др. органы), прокуроры, органы местного самоуправления, а также граждане и общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.

Лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно. О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. Например, к солидарной ответственности могут быть привлечены заказчик, поручивший выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчик, фактически их выполнивший. Заказчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы данного ему заказчиком задания.

Верховный суд РФ разъяснил, что, рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.

Суд вправе отказать в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Вместе с тем, наличие у ответчика разрешительной документации на осуществление деятельности, создающей опасность причинения вреда, или положительного заключения экологической экспертизы само по себе не является основанием для отказа в иске.

http://www.mpr26.ru/docs/razyasneniya-norm-zakonodatelstva-prokurorom/poryadok-vozmeshcheniya-vreda-prichinennogo-okruzhayushchey-srede/

Возмещение вреда окружающей среде возьмут работами и только потом — деньгами

Законопроект, разработанный Минприроды России, содержит более детальное по сравнению с действующим регулирование порядка возмещения вреда, причиненного окружающей среде субъектами хозяйственной деятельности. Вместо денежного откупа собственникам загрязненных территорий или акваторий придется проводить на них восстановительные работы. Причем даже в тех случаях, когда вред окружающей среде был причинен много лет назад и другим лицом.

Законопроект Минприроды «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде и ликвидации прошлого экологического ущерба» , во второй раз представленный после доработки на публичное обсуждение, содержит принципиально другой по сравнению с установленным сегодня порядок возмещения вреда окружающей среде, а также новые нормы, касающиеся возмещения прошлого экологического ущерба. Причем возмещать последний будут не причинители (которых в силу давности не всегда можно установить), а лица, которые владеют «испорченной» территорией или акваторией на праве собственности, в том числе частные субъекты, приобретающие недвижимость в порядке приватизации у государства или муниципалитетов.

Первый раз законопроект Минприроды размещался на портале regulation.gov.ru в июле этого года, и по итогам публичных слушаний его текст был доработан. Сейчас исправленный вариант вновь проходит обсуждение на портале до 16 января 2015 г. Предполагаемая дата вступления закона в силу — 1 января 2016 г.

Новый порядок возмещения вреда окружающей среде

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) устанавливает обязанность причинителя вреда окружающей среде возместить его, однако нормы ст. 77 и 78 Закона № 7-ФЗ сформулированы настолько расплывчато и неконкретно, что на практике вызывают большое количество затруднений. Отдельными отраслевыми нормативными актами (ЛК РФ, ЗК РФ и др.) также установлены правила возмещения вреда, но и их на деле оказывается недостаточно.

В сводном отчете к законопроекту отмечается, что нормы действующего законодательства об обязательности полного возмещения вреда окружающей среде (те самые ст. 77, 78 Закона № 7-ФЗ) противоречивы и не отвечают на все вопросы, возникающие в правоприменительной практике, требуют существенной корректировки.

В новой редакции ст. 77 Закона № 7-ФЗ разработчики проекта предлагают установить иной, более детальный порядок возмещения вреда. В настоящее время законодатель делает упор на «финансовый откуп» загрязнителей, уплатив который, они уже не обязаны осуществлять какие-либо работы по восстановлению природных ресурсов. И лишь в качестве исключения, а не общего правила, в ч. 2 ст. 78 Закона № 7-ФЗ закреплено, что на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В проекте же акцент иной: предполагается, что, в первую очередь, возмещение вреда окружающей среде будет осуществляться в натуральной форме посредством проведения работ по рекультивации земель, восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, а также посредством проведения равноценных работ по охране окружающей среды при технической невозможно­­­сти проведения работ по рекультивации земель или работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. По итогам проведения таких работ должен быть составлен акт приемки, который подпишет представитель надзорного органа. И лишь в том случае, если вред окружающей среде не возмещен в натуральной форме, он будет взыскиваться с виновного лица в стоимостном выражении.

Правда, выбрать, в какой форме произвести возмещение вреда, сможет сам нарушитель. Но для того, чтобы откупиться деньгами, ему нужно будет направить в уполномоченный государственный орган письменный отказ от возмещения вреда в натуральной форме (ч. 3, 4, 9 ст. 77 Закона № 7-ФЗ в ред. законо­проекта).

Причем законопроектом особо регламентируется, что поступившие от виновных лиц денежные средства должны быть направлены уполномоченными органами, в бюджет которых они поступили, на проведение мероприятий по рекультивации земель, работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, а при технической невозможности восстановления «испорченного» объекта — на проведение равноценных мероприятий (ч. 11 ст. 77 Закона № 7-ФЗ в ред. законопроекта). То есть возмещение вреда окружающей среде должно приобрести более предметный характер.

Прошлый экологический ущерб — головная боль для новых собственников

Законопроектом, по сути, предлагается изменить концепцию возмещения вреда окружающей среде. Сейчас в законе установлено правило «причинитель вреда платит», однако не предусмотрено обязанности ликвидировать вред окружаю­щей среде для собственника объекта, если такой вред был причинен не им, а иным лицом некоторое время назад.

Понятие прошлого экологического ущерба, как и ответственность за него, в России используется в основном на уровне субъектов РФ и иногда в судебной практике (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.03.2012 по делу № ­А22-1055/2011). В федеральном законодательстве само понятие «прошлый экологический ущерб» отсутствует. Да и в целом для российского законодательства не характерна ситуация обременения приобретателя, скажем, земельного участка обязанностью ликвидировать прошлый экологический вред.

Устранить этот пробел взялось Минприроды России, разработавшее соответствующий законопроект. Планируется внести в Закон № 7-ФЗ новую главу 14.1 «Ликвидация прошлого экологического ущерба», а под прошлым экологическим ущербом понимать негативные изменения качества окружающей среды, вызванные загрязнением окружающей среды, утратой и истощением компонентов природной среды. Такие изменения возникают в результате прошлой экономической деятельности, которая осуществлялась в тот период, когда такие последствия либо не оценивались, как способные нанести вред окружающей среде, исходя из имеющегося в тот период времени уровня научных и технических знаний, либо на тот момент отсутствовали требования природоохранного законодательства по запрету или ограничению негативного воздействия на окружающую среду в результате такой деятельности.

Чиновники предлагают создать в России реестр объектов прошлого экологического ущерба, которые будут включены в него по итогам инвентаризации. Обязанность по проведению инвентаризации ляжет на Росприроднадзор, его регио­нальные подразделения и органы местного самоуправления, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в собственности которых окажутся объекты прошлого экологического ущерба. Сведения реестра за некоторым исключением будут открытыми и бесплатными.

Работы по поэтапной ликвидации прошлого экологического ущерба будут проводиться на всех объектах, включенных в соответствующий реестр, в том числе находящихся в частной собственности. Финансироваться такие работы должны будут за счет собственника объекта. Для этого необходимо будет разработать и утвердить программу по­этапной ликвидации прошлого экологического ущерба, требования к которой определит Правительство РФ. Финансовая поддержка субъектов, реализующих программы поэтапной ликвидации прошлого экологического ущерба, сможет выражаться в предоставлении налоговых льгот или частичном государственном финансировании таких мероприятий.

При покупке недвижимости, вероятно, придется внимательнее проверять ее экологический статус

Последствия принятия законопроекта для собственников недвижимости или тех, кто только планирует ее приобретать, должны быть довольно весомые.

Во-первых, приобретателям земель и водных объектов при каждой покупке придется проводить мониторинг такого объекта на предмет наличия прошлого экологического ущерба. Причем заметим, что отсутствие соответствующих данных в реестре объектов прошлого экологического ущерба никаких гарантий не даст: выявлять подобные объекты обязаны будут в том числе и частные собственники.

В законопроекте не установлено, кто должен будет проводить инвентаризацию объектов прошлого экологического ущерба и за чей счет. Если финансирование таких мероприятий ляжет на государство, то эта часть будет снята с частных инвесторов. Если нет, то невнимательность при выборе объекта инвестиций может стоить дорого. Хотя заметим, что про ответственность для частных собственников за непроведение инвентаризации объектов прошлого экологического ущерба в законопроекте ничего не ­сказано.

Во-вторых, на плечи нового собственника лягут не только финансовые, но и временные затраты по ликвидации прошлого экологического ущерба в том случае, если новый собственник решился приобрести такой участок или же при приобретении не проявил должной осмотрительности для выявления прошлого экологического ущерба. Ведь на время проведения работ, скажем, по рекультивации земель, использовать такие земли по назначению собственник не сможет.

В-третьих, даже с учетом стремления публичных властей ввести в оборот как можно больше земель, риски выявления на них объектов прошлого экологического ущерба существенно снизят инвестиционную привлекательность территорий и акваторий в определенных местностях. И для тех лиц, кто такие объекты планирует отчуждать, вероятны сложности с поиском покупателей.

http://www.eg-online.ru/article/265821/

32. Механизм возмещения вреда окружающей среде.

Вред, причиняемый нарушением правовых экологических требований, называется в доктрине экологического права эколо­гическим или экогенным вредом.

Под экологическим вредом понимается любое ухудшение со­стояния окружающей среды, произошедшее вследствие наруше­ния правовых экологических требований. Он прежде всего прояв­ляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.

Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Такой вред называется экогенным. Вред здоровью и имуще­ству граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий — землетрясений, наводнений и т.п.

Подчеркнем, что экологический вред имеет и другие общест­венно значимые проявления. Они касаются, в частности, демогра­фической сферы: снижение продолжительности жизни, уменьше­ние прироста населения.

Экологический вред часто связан с упущением выгоды, т.е. не­получением природопользователем доходов, которые он мог полу­чить при обычных условиях. Например, фермер мог получить более высокий урожай сельскохозяйственных культур, если бы не была загрязнена окружающая среда.

Новым для российского экологического права элементом эко­логического вреда является моральный вред. Он может заклю­чаться в нравственных переживаниях в связи невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравст­венных страданий. Так как природа удовлетворяет эстетические (духовные) потребности человека, уничтожение, к примеру, зеле­ных насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда и потому должно служить основанием для его возмещения. Такие иски могут предъявлять­ся в контексте нарушения права на благоприятную окружающую среду.

Законодательством предусматривается судебный и внесудеб­ный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда — общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализует­ся рядом способов, включая добровольное возмещение, возмеще­ние посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ воз­мещения вреда, редко встречающийся на практике, имеет для причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе. Судебный порядок может создать мощ­ную антирекламу предприятию и иному причинителю вреда, в которой они никак не могут быть заинтересованными. При оче­видности ситуации, касающейся экологического вреда, в частнос­ти, когда налицо причинитель вреда и его жертвы, вред иногда «выгоднее» компенсировать добровольно.

Административный порядок возмещения нанесенного эколо­гического вреда применяется, как правило, при авариях и сти­хийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, инвалидности.

В Законе об охране окружающей среды устанавливается, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ре­сурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружаю­щей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответ­ствии с законодательством. Удовлетворяя требование о возме­щении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возмес­тить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причи­ненные убытки.

Общие основания ответственности за причинение вреда опре­делены в ГК РФ: противоправность действия (бездействия), при­чинная связь между действием (бездействием) и наступившим ре­зультатом (причинение вреда) и вина причинителя. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причи­нителя вреда — в частности, если вред причинен источником по­вышенной опасности.

Возмещение вреда природной среде

Дела о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, рассматриваются по искам прокурора, государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, граждан и юридических лиц, во владении и пользовании которых находятся природные ресурсы, администрации государственных заповедников и национальных природных парков.

ГК РФ предусматривает два способа возмещения вреда — в натуре (реальный) и в денежном выражении. Что касается ре­ального возмещения вреда в натуре, то при различных видах эко­логических правонарушений встает вопрос о пределах возмож­ностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано по­средством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка — учас­ток покрыт траншеями, котлованами и т.п. *•- восстановление может заключаться в устранении этих недостатков. Восстановле­ние лесных массивов может быть осуществлено посредством новых посадок древесных культур.

Решение о восстановлении прежнего состояния земли, других природных ресурсов как способ реального возмещения вреда, причиненного нарушением правил рационального использования и охраны природных богатств, принимается в каждом конкрет­ном случае судом. Очевидно, такое требование может быть предъ­явлено к правонарушителю, если:

• восстановление объективно возможно и

• правонарушитель в силу своей специальной правосубъект­ности в состоянии в течение некоего оптимального срока провести необходимые работы.

При невозможности возмещения вреда в натуре решается во­прос о денежном возмещении.

Возмещение причиненного природной среде вреда в денежном выражении определяется рядом способов, предусмотренных зако­нодательством об окружающей среде. В соответствии с Законом об охране окружающей среды возмещение причиненного окру­жающей среде вреда в результате экологического правонаруше­ния производится: в соответствии с утвержденными в установлен­ном порядке таксами, а также методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на вос­становление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной вы­годы.

Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

Таксы, представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также с учетом необходимости наказа­ния виновного. Такса состоит как бы из двух частей: одна имеет целью возмещение затрат, другая — наказание виновного. При невысоких уровнях платы за пользование дикими животными по разрешениям, утвержденным распоряжением Правительства РФ, таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причинен­ный объектам животного мира, во много раз превосходят размеры платы.

Как инструмент исчисления вреда таксы применяются не по всем видам ресурсов. Они утверждены по лесному хозяйству. По охотничьим животным таксы установлены на отдельные виды животных, определена таксовая стоимость каждого незаконно уничтоженного животного. По рыбным запасам — также по от­дельным видам. Таксы устанавливаются уполномоченными госу­дарственными органами.

Методики подсчета ущерба применяются в случае возмеще­ния вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного возду­ха, почв.

По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсут­ствуют соответствующие таксы или методики подсчета. В част­ности, в таком порядке определяется ущерб, причиненный невы­полнением обязанностей по рекультивации земель и другими правонарушениями.

В смешанном порядке применяются все способы определения размера ущерба.

При рассмотрении дела суд может назначить экспертизу для оп­ределения подлинного размера ущерба. Однако отсутствие таксы или методик подсчета ущерба не должно служить основанием для отказа в рассмотрении иска в суде или арбитражном суде.


http://studfile.net/preview/5642007/page:28/

Литература

  1. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.
  2. Султанова, А. Н. Организация юридической службы на предприятии / А.Н. Султанова. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013. — 320 c.
  3. Фоменко, С.Е. Как уволить нерадивого сотрудника; М.: Бератор, 2013. — 160 c.
  4. Зайков, Д.Е.; Звягинцев, М.Г. 100 распространенных вопросов по оформлению земли; Издательский дом Ра’, 2011. — 192 c.
  5. Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях