WordPress

Компенсация за школу на семейном образовании в спб

Компенсация за школу на семейном образовании в спб - картинка 1
Предлагаем рассмотреть тему: "Компенсация за школу на семейном образовании в спб", а на все дополнительные вопросы вам ответит дежурный консультант.

Компенсация за семейное обучение 2019

Компенсации за семейное образование: существуют или нет

Но, в целом, большинство регионов России от идеи компенсации за семейное образование отказались. Так, например, в Москве, где отсутствуют местные нормативные акты о выплатах на «домашнее» образование, родители массово обращаются с исками о компенсации в суды. Однако Фемида не на их стороне. И районные, и городской суд посчитали, что школы, не выплачивающие родителям компенсации на «семейное» обучение, действуют законно. Похожая ситуация сложилась и в ряде других субъектов Федерации.

Так, например, компенсации за семейное обучение выплачиваются в Омске, где на сегодняшний день в домашних условиях получают образование около 500 детей. Выплаты были введены в 2013 году. В 2019 и 2019 годах министерство образования Омской области инициировало законопроект об их отмене из-за сложностей с контролем качества обучения, однако после «бурных» (по словам омских журналистов) обсуждений, депутаты регионального заксобрания сняли законопроект с рассмотрения и оставили все, как было. То есть на начало 2019/2019 учебного года выплаты сохранены.

Компенсация «семейникам» — быть или не быть

«Здравствуйте) подскажите пожалуйста, может ли школа отказаться выплачивать пособие детям, находящимся на семейном обучении и имеют ли такие дети право пользоваться школьной библиотекой и учебниками? Что делать если школа отказывает выплачивать пособие и давать учебники? «

Не думали мы о деньгах и год спустя, когда перевели на семейное обучение ещё двух девочек после четвёртого класса. Одна из них два дня ходила в школу и две недели болела. Когда мы забирали её в семью 10 лет назад, ей ставили диагноз ЗПР ( задержка психического развития). В школе ей было неуютно.

Возобновить выплату компенсаций за семейное образование и питание в г

Просим ФСБ России расследовать деятельность главы департамента образования г. Москвы И. Калины на предмет коррупции и намеренной деструктивной деятельности, ведущей к подрыву доверия граждан к государственной власти, используя для этого средства самого государства. Просим изучить представленные документы и принять соответствующие меры по пресечению нарушений действующего законодательства, пренебрежения нормами социальных гарантий, установленными в них, создания поводов для возникновения массового недовольства органами власти среди людей. Все документы, подтверждающие вышеизложенное, прилагаем.

Просим ФСБ России расследовать деятельность главы департамента образования г. Москвы И. Калины на предмет коррупции и намеренной деструктивной деятельности, ведущей к подрыву доверия граждан к государственной власти, используя для этого средства самого государства. Просим изучить представленные документы и принять соответствующие меры по пресечению нарушений действующего законодательства, пренебрежения нормами социальных гарантий, установленными в них, создания поводов для возникновения массового недовольства органами власти среди граждан. Все документы, подтверждающие вышеизложенное, прилагаем.

Компенсация за образование ребенка в 2019 году

Пусть в 2015 году сын Мышкина А.А. поступил в ВУЗ, и отец оплатил его обучение, потратив на эти цели 89 тысяч рублей. Второй сын гражданина посещает платный школьный факультатив, и Мышкин заплатил за него 33 тысячи рублей. За 2015 год сотрудник получил зарплату на общую сумму 412 тысяч рублей.

  1. Величина налоговой компенсации не может превысить сумму средств, перечисленных в бюджет в счет уплаты НДФЛ с заработка заявителя. Очевидно, что при неофициальном трудоустройстве и получении «серой» зарплаты, когда работодатель не делает отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, рассчитывать на вычет нет смысла.
  2. В итоге получится вернуть себе до 13% общей суммы полученных за год доходов, но не больше чем 6,5 тысяч рублей (50 000 рублей х 13% = 6 500 рублей) за оплату образования одного ребенка. Налоговое законодательство устанавливает предельную сумму на компенсацию — 50 000 рублей на одного ребенка.

Еще раз про компенсации за семейное обучение

3.1. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей.
(часть 3.1 введена Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91; в ред. Закона г. Москвы № 18 от 18.05.2011)

По моей информации никто ни разу еще в Москве не выиграл суд и не может выиграть. У Вас есть контакты того, кто выиграл в Москве? Нет. Кому-то заплатили? Нет. Последние выплаты, даже и по суду, были сделаны 4 года назад. Почему вы все пишете мне, что надо идти в суд? При чем вообще здесь суды? Ну давайте проиграем еще 25 судов. Кому-то будет легче от этого? Если какая-то стратегия не приводит к успеху, надо менять стратегию, нет? Я уже не знаю, как донести эту незамысловатую мысль. Но пока москвичи этого не поймут, не будет никаких выплат.

Компенсация за семейное обучение 2019

КАК ЭТО?
Для оформления семейного обучения нужно написать заявление в управление образованием, которое уведомляет (!) о том, что семья решила обучать ребенка по семейной форме. Для сдачи итоговой аттестации нужно заключить договор с ближайшей или подходящей для вас школой. В договоре подробно должно быть описано, какая роль отводится в обучении ребенка школе, какая — семье; когда и сколько раз будут проводиться, аттестации, а также на каких лабораторных и практических занятиях ребенок обязательно должен присутствовать.

ЗАКОННАЯ ПОДДЕРЖКА
Право родителей самим дать ребенку общее начальное, основное общее и среднее полное образование в семье гарантировано пунктом 3 ст.52 Закона РФ «Об образовании» и пунктом 2 «Положения о получении образования в семье». Вот основные положения этого закона:

Компенсация за семейное обучение 2019

Выплату компенсации за семейную форму образования, которая установлена п.3.1. ст.6 Закона № 25 г. Москвы« О развитии образования в городе Москве» ( с изменениями от 25 июня 2014г., 24 июня 2015г.), Департамент образования г. Москвы прекратил 1 сентября 2013г., несмотря на то, что закон действует, и норма о выплате компенсации родителям, обучающим ребёнка в семье, не отменена. Московские законодатели не нашли никакого противоречия данной нормы « Закону об образовании»№ 273-ФЗ. В Закон г. Москвы № 25 «О развитии образования в г. Москве» после вступления в силу нового закона об образовании неоднократно вносились изменения, Законом г. Москвы от 25 июня 2014 г. N 37 и Законом г. Москвы от 24 июня 2015г. № 36, однако законодатели не посчитали нужным отменять эту норму закона.

От И.И. Калины пришёл ответ, в котором было написано: « В связи с изменением принципов организации семейного образования в федеральном законодательстве Департаментом образования г. Москвы проводится работа по определению порядка выплат родителям ( законным представителям), дети которых получают образование в форме семейного образования, денежных средств на получение указанной формы образования. Указанный порядок будет размещён на официальном сайте Департамента образования г. Москвы в сети « Интернет».

Вопрос компенсации за семейное образование в Подмосковье считают преждевременным

В среду проходит расширенное заседание комитета Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма. В нем участвуют уполномоченный по правам человека Московской области, представители профильных министерств и ведомств. На заседании обсуждают подходы и возможности финансирования семейного образования.

Министерство образования Московской области считает, что рассмотрение вопроса по выплатам компенсации родителям, чьи дети находятся на семейном образовании, преждевременно, сообщает РИАМО со ссылкой на начальника финансово-экономического управления министерства образования региона Ирину Секержинскую.

На Южном Урале разработают законопроект о компенсации родителям за семейное обучение детей

По словам представителей инициативной группы родителей, так называемые «семейники» — это единственная категория детей, на которых бюджет Челябинской области не выделяет финансирования, при этом и в федеральном и региональном законодательстве гарантируется право на общедоступное и бесплатное образование.

«В законодательстве действительно есть пробел. Мы с коллегами посмотрим в рамках рабочей группы и решим — либо будет разработан региональный закон, Федерация нам это позволяет, либо обратимся в Госдуму с инициативой о внесении поправок в федеральный закон об образовании. Посмотрим, что будет быстрее и удобнее для родителей»,— сообщил господин Буяков.

Компенсация родителям за семейное обучение

» Вопрос решается на основании ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно этому закону регионы вправе устанавливать подобные меры социальной поддержки для конкретных категорий граждан «вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право».

» Вопрос решается на основании ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно этому закону регионы вправе устанавливать подобные меры социальной поддержки для конкретных категорий граждан «вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право».

http://firstjurist.ru/ispolnitelnoe-proizvodstvo/kompensatsiya-za-semejnoe-obuchenie-2018

Депутаты Московской области призывают федеральные власти оплатить труд родителей

Депутаты Московской областной думы просят федеральные власти рассмотреть возможность выплаты компенсаций родителям, чьи дети находятся на семейном обучении. Сейчас только в Московской области семейное обучение проходят почти 2 тыс. детей, при этом родители школьников жалуются, что государство не компенсирует им затраты на обучение детей. Опрошенные “Ъ” эксперты указывают на то, что каждый ребенок имеет право на финансирование образования вне зависимости от формы обучения. Чиновники опасаются, что введение компенсационных выплат может привести к тому, что «неблагополучные семьи» воспользуются ситуацией и будут зарабатывать на детях.

Направить обращение в Госдуму с просьбой рассмотреть вопрос выплаты компенсаций родителям предложил в среду председатель комитета по вопросам образования, культуры и туризма Мособлдумы Олег Рожнов на расширенном заседании комитета Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма. Участники также поручили министерству образования Подмосковья провести мониторинг востребованности семейного образования в области и определить уровень успеваемости учащихся такой формы обучения по итогам прохождения государственной аттестации в 9-х и 11-х классах. Результаты мониторинга будут переданы на федеральный уровень, «чтобы провести на эту тему совместно с представителями Минобрнауки общественные слушания, услышать о передовом опыте».

Сейчас в Московской области семейное обучение проходят 1876 детей, из них 229 — по адаптированным программам (отвечающие потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья), рассказала присутствующая на совещании начальник финансово-экономического управления минобразования Московской области Ирина Секержинская. По ее данным, год назад таких детей было меньше — 1381 человек.

Компенсация за школу на семейном образовании в спб - картинка 2

Как прошел первый всероссийский урок по правам человека

В соответствии с федеральным законом «Об образовании», ребенок может получить общее образование в государственных организациях, а также вне школы в форме семейного образования и самообразования. При этом обучение на дому относится к образованию в организациях (ребенок зачислен в конкретную школу) и осуществляется в основном по медицинским показателям учащегося. Семейное обучение предполагает, что учащийся осваивает учебную программу с помощью родителей, а в школе лишь сдает итоговые экзамены. Согласно письму Минобрнауки от 15 ноября 2013 года, региональные власти вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта для отдельных категорий граждан, в том числе родителям, взявшим ребенка на семейное обучение.

Родители, чьи дети проходят семейное обучение, заявляют о том, что их права реализуются не в полной мере. На заседании член рабочей группы городского округа Черноголовка Екатерина Борзова (ее ребенок проходит семейное обучение) сообщила, что в Московской области право семей на компенсацию не реализуется вовсе. По ее словам, выплаты компенсаций на территории Московской области осуществлялись на протяжении нескольких лет и были отменены в 2014 году.

Объясняя причины перевода ребенка на семейное обучение, госпожа Борзова уточнила, что «у родителей разная мотивация, например у кого-то ребенок спортсмен, но большая часть родителей недовольна качеством образования в целом».

По мнению чиновников, родители не всегда справляются с обучением ребенка самостоятельно. Так, Ирина Секержинская заявила о минусах семейного образования: «Теряются навыки коммуникативного общения, ухудшается дисциплина, а родителям не хватает достаточных знаний и навыков для составления программы обучения». При этом чиновник подтвердила, что компенсации родителям, чьи дети обучаются в форме семейного образования, в настоящее время в области не предусмотрены.

При этом «определенные льготы» у таких семей все же есть, сообщила начальник отдела правовой и антикоррупционной экспертизы управления правового обеспечения минобразования Московской области Алена Вегеле. Она напомнила, что образовательная организация «берет на себя проведение аттестации», а также обеспечивает детей учебниками.

Компенсация за школу на семейном образовании в спб - картинка 3

Как альтернативное образование впишут в бюджет на Южном Урале

Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова сообщила, что возможность выплат компенсации родителям нуждается в более детальной проработке. «Я очень боюсь, что некоторые асоциальные субъекты будут тратить компенсацию на водку. Ради выгоды они переведут ребенка на семейное образование и сломают ему жизнь»,— сказала она. С этим согласилась директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, комментируя “Ъ” вопрос возможных компенсационных выплат. Она также отметила, что он требует более детальной проработки. «Я очень опасаюсь, что родители будут зарабатывать на детях. Как будут использованы эти деньги, мы не знаем»,— сказала она.

По мнению сопредседателя профсоюза «Учитель» Всеволода Луховицкого, каждый ребенок имеет право на финансирование образования вне зависимости от формы: «Встает вопрос о возможностях региона и о желании региона. К сожалению, никакого механизма воздействия на регион у граждан нет. Ни в каких актах не прописано, что регион обязан финансировать».

http://www.kommersant.ru/doc/3535307

Омским родителям с 1 сентября отменяют компенсации за семейное образование

Омская область – один из немногих регионов, где сохранялись выплаты из бюджета на компенсации родителям, дающим своим детям семейное образование. Такая мера соцподдержка есть еще в 5 областях, но там ее размеры носят символический характер. У нас же после сдачи всех экзаменов ребенком его родители получали от 80 до 150 тысяч рублей в год. Размер компенсации зависел от учебной программы и возраста ребенка. За час занятий с младшеклассником из бюджета компенсировали 123 рубля, за детей постарше – 139 рублей. Платили не более, чем за 1085 часов в год. У нас на этой форме обучения находились около 1200 ребятишек.

Впервые в Омской области выдавать компенсацию начали в 2013 году после хождения по коридорам власти и прокуратурам Ирины Глазковой – ярой сторонницы семейного образования. Эту форму обучения выбирают, как правило, родители, которые критически оценивают состояние дел в городских школах. Ирина Глазкова как раз из таких:

— Я уверена, что детей в муниципальных школах ничему не учат. Учителя только отнимают время у ребятишек, — считает она.

Тема отмены компенсаций так или иначе поднималась чиновниками все последние 5 лет. Слишком мало контроля за этой сферой образования было у ведомства и слишком много вопросов возникало к родителям. Например, немало семей получали эти выплаты, но образование дома не давали. Деньги тратились на частные школы. Имели место и случаи, когда временно зарегистрированная в Омской области семья, жила и ходила к репетиторам в других регионах. Поэтому на прошлой неделе чиновники все же решились. С 1 сентября эту меру соцподдержки для «семейников» отменят (подробнее см. «Официально»). Родители детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать обычные школы, продолжат получать выплаты.

Причина отмены субсидии прозаична: нехватка средств в бюджете.

— Минфин РФ справедливо указал нам на то, что из бюджета региона на социальную поддержку ежегодно тратится на 1,5 млрд. рублей больше, чем должно быть по расчетным показателям, и дальнейшее увеличение этой статьи расходов неизбежно ведет к недофинансированию в других сферах. Поэтому предусмотреть с 1 сентября 2019 года финансовую поддержку родителей, забравших детей из школ на семейное обучение, нет возможности, — пояснил министр финансов Вадим Чеченко.

Впрочем, родителей такие объяснения не устроили. По информации «Комсомолки» они намерены оспаривать отмену выплат.

«Остается возможность обучать ребенка в школе по индивидуальному плану»

Министр образования Татьяна ДЕРНОВА:

— Родителям, чьи дети обучались на семейной форме образования, к сожалению, с 1 сентября финансовая поддержка выплачиваться не будет. Но у тех, кто примет решение вернуть ребенка в школу, дети будут устроены. При этом есть возможность обучать ребенка в школе, но по индивидуальному учебному плану: это сочетание части предметов с классом, части — самостоятельно. Вариаций много. Наша задача — адаптировать тех, кто вернется в образовательные учреждения.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

«Предложить водить детей в обычные школы – для них это не решение»

— Родители, выбравшие семейно образование, получали от 7 до 11 тысяч рублей ежемесячно. В год на младшеклассника выходило порядка 80 тысяч, за детей постарше выплачивали около 150 тысяч. Конечно, это небольшие деньги, – считает Ирина Глазкова, ребенок которой тоже получает образование в домашних условиях. – Они не покрывали всех расходов родителей, но это было помощью. Сейчас же семейное образование будет нанесен серьезный ущерб. Предложение зачислить этих детей в школы вне очереди – для них это не решение проблемы.

— Но были такие семьи, получавшие компенсацию и водившие в итоге на эти деньги ребятишек в частные школы – на бюджетные средства. Это тоже не совсем правильно…

— Родители детей, которые ходят в обычные образовательные учреждения, разве не нанимают им репетиторов? К тому же очень сложно сделать разграничение, сколько из бюджета денег идет на семейников, а сколько на обычных школьников. На них ведь тоже выделяют деньги.

ЦИФРА В ТЕМУ

148,9 млн – потребность бюджета в 2019 году на выплату компенсаций по семейному образованию

http://www.spb.kp.ru/daily/27002.5/4064249/

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Вы здесь

На Федеральном уровне не предусмотрены конкретные нормы, регламентирующие оплату учителям за проведение промежуточной и итоговой аттестации ребёнка, находящегося на семейном обучении. Так, в соответствии с п. 5 Письма Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 “Об организации получения образования в семейной форме”,учредителем образовательного учреждения могут быть определены нормативные затраты на оказание государственной услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций. К сожалению, Вы не указали, в каком регионе проживаете и поэтому мы не знаем, есть ли в Вашем регионе нормативное определение затрат на оказание государственной услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования.

Вместе с тем, есть федеральные нормы, закрепляющие, что оплата учителям за проведение промежуточной и итоговой аттестации ребёнка, находящегося на семейном образовании, должна производится.

В соответствии с ч. 2 ст. 99 Федерального закона N 273-ФЗ нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, а также с учетом иных предусмотренных указанным Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).

Обратимся к стандарту основного общего образования, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010. N1897. Согласно П. 23: Финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны, в том числе, обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение бесплатного общедоступного основного общего образования и отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также механизм их формирования.

При этом, Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях и поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).

Следовательно, государство должно предоставлять бесплатное прохождение аттестации учащимся в форме семейного образования и финансово это обеспечивать, то есть, в том числе оплачивать труд преподавателям.

СогласноПриказу Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования или самообразования при прохождении промежуточной и государственной итоговой аттестации как экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе.

Таким образом, в период прохождения аттестации учащиеся в форме семейного образования приравниваются к другим учащимся в образовательном учреждении.

Согласно Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 29.06.2016) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», рабочее время педагогически работников определяется на основе нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы (п. 1.). В трудовом договоре с работником работодатель должен указать количество часов педагогической работы за ставку заработной платы, а также условия выплаты компенсационных и стимулирующих выплат (ст. 57 Трудового кодекса РФ).

Следовательно, если аттестация ребёнка, обучающегося в форме семейного образования, проводится совместно с аттестацией других учеников и количество часов работы не увеличивается, то проведение данной аттестации не подлежит дополнительной оплате. Если же аттестация обучающегося в форме семейного образования проводится отдельно, то при исчислении заработной платы должны учитываться затраченные педагогом часы. Если они согласно трудовому договору, заключённому между работником и работодателем, входят в норму часов за ставку заработной платы то они должны учитываться в исчислении ставки заработной платы. Если же они не входят в данную норму, то должны включаться в заработную плату как компенсационные выплаты за выполнение сверхурочной работы (ст. 99 Трудового кодекса РФ).

Согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме», образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Таким образом, Вам следует посмотреть, установлено ли в Вашем регионе нормативное определение затрат на оказание государственной услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, а также уточнить положения трудового договора и локальных актов образовательной организации, возможно в них даны конкретный ответы на поставленные Вами вопросы. В случае отсутствия в них норм, регламентирующих финансовое обеспечение проведения аттестации учащихся, находящихся на семейном образовании и, если работодатель отказывается выплачивать Вам компенсационные выплаты, Вы можете обратиться:

  1. В профессиональный союз
  2. В комиссию по трудовым спорам в течение трёх месяцев с момента нарушенного права
  3. В федеральную инспекцию труда
  4. В суд.

Обратите внимание, что срок обращения в суд в связи с нарушением Вашего права работодателем – 3 месяца с момента когда Вы узнали или должны были узнать о таком нарушении. При этом обращение в вышеперечисленные инстанции не прерывает течение срока.

http://xn--273—84d1f.xn--p1ai/voprosy_i_otvety/soglasno-novomu-zakonu-ob-obrazovanii-v-rf-rebyonok-poluchayushchiy-obrazovanie-v-3

Семейное образование — закрыть нельзя продолжать

Компенсация за школу на семейном образовании в спб - картинка 5Компенсация за школу на семейном образовании в спб - картинка 6

Три года назад москвичка Екатерина Гущина забрала свою дочь из школы и перевела на семейное обучение. В России подобным образом получают образование, по разным оценкам, от 75 000 до 100 000 детей — их семьи предпочли обучение дома ежедневным походам в школу.

Новый закон об образовании, вступивший в силу 1 сентября 2013 года, поставил судьбу семейного образования под вопрос. В Москве многие родители, чьи дети учатся дома, перестали получать за них компенсации. В ряде школ их заставляют писать заявления об отчислении и фактически принуждают вернуться к очной форме обучения.

В ситуации разбирался наш корреспондент.

Компенсация за школу на семейном образовании в спб - картинка 7

Толкования

По сравнению с другими столичными родителями, Екатерине Гущиной повезло. Сначала ее дочь занималась на семейном обучении в московской школе, а затем Екатерина перевела ее на дистанционный экстернат в Петербург, и теперь всем довольна. В новом заведении система работа с экстернами отработана. Буря нового закона пока обходит ее стороной.

Московские же знакомые Екатерины, среди которых, по ее словам, число выбравших семейное образование растет с каждым годом, оказались на передовой баталий. В Москве — в отличие от большинства регионов — семьи получали компенсацию за детей, обучающихся дома. После вступления в силу нового закона компенсации или выплачивают частично, или совсем приостановили выплаты. Нередко в школах исключают детей и расторгают договора о семейном образовании.

«Все это — следствие непонимания нового закона региональными чиновниками и администрациями школ. А также отсутствия подзаконных нормативных актов, которые разъясняли бы сложные места в законе, — объясняет Павел Парфентьев, эксперт по семейному образованию и руководитель общественной организации «За права семьи»

Во-первых, новый закон устранил такую форму обучения, как экстернат. Теперь экстернат стал лишь формой аттестации. А формами обучения, при которой она используется, остались семейное образование и самообразование (для детей после девятого класса).

Впрочем, и раньше в школах, по словам Парфеньтева, понятия «экстернат» и «семейное образование» нередко путали. В старом законе действовали нормы аттестации для экстерната. Они регламентировали, как организуются аттестации, какие предметы надо сдавать. При этом такие же критерии для семейного образования прописаны не были — за исключением того, что ребенку надлежало сдать ГИА и ЕГЭ. Из-за этого школы нередко пытались контролировать процесс семейного обучения по своему усмотрению, что было незаконно, говорит Парфентьев.

Теперь же — с переводом экстерната лишь в форму аттестации — формулировки окончательно запутались. Школы избавляются от этой путаницы самым простым методом — исключая детей. Родители по незнанию подписывают документы об исключении и, по настоянию школ, расторгают договоры о семейном образовании. В итоге — оставляют неясным статус своих детей и лишаются права на денежные компенсации. В Москве годовой размер денежной компенсации колеблется от 84 тысяч рублей до 113 тысяч рублей для «пятидневки»- в зависимости от того, в младших или старших классах учится ребенок.

Школы, расторгая договора, мотивируют это поправкой в новом законе. Она гласит, что теперь семейное образование относится к формам обучения вне школ. Однако это следовало и из старого закона, отмечает Парфентьев: «Дети, обучающиеся в семье, естественно, не являются учениками школ. Но, по закону, они входят в число обучающихся школы как экстерны. Родителям следует отказываться расторгать договоры, и тем более — писать незаконные заявления об исключении. Это нарушает права и интересы ребенка! А такие требования со стороны школ не следуют из норм законов России и Москвы».

По новому закону, добавляет эксперт, за экстернами оставили право пользоваться школьными библиотеками и иметь консультации с учителями перед экзаменами. При этом теперь, если родитель хочет перевести ребенка на домашнюю форму обучения, он обязан уведомить об этом местный департамент образования.

В свою очередь, задержка и отказ в выплате компенсации со стороны школ противоречат законам, говорит Павел Парфентьев. Речь идет о местном московском законе «О развитии образования» и подзаконном акте — постановлении правительства Москвы «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы». Эти законы пока никто не отменял, они продолжают действовать. Согласно им, компенсации должны быть выплачены, говорит Парфентьев.

Московские родители, которые обсуждают проблему семейного образования, выяснили: директора ряда школ отказывают в компенсациях, ссылаясь на методические рекомендации Департамента образования Москвы. Они были разосланы в школы в сентябре. В пункте девять рекомендаций как раз и сказано об исключении ребенка, обучающегося по форме семейного образования.

Эти рекомендации не являются нормативным актом, никого не обязывают и не могут ставиться выше конкретных норм закона, говорит эксперт. «Помимо того, что там есть и настоящая „самодеятельность“, которая не вытекает из закона, в рекомендациях ни слова не говорится о компенсациях или о том, что их теперь выплачивать не надо», — заключает Парфентьев.

Путь к дому

Если вкратце объяснить суть семейного образования, то она такова: ребенок занимается дома — с родителями или репетиторами. Как правило, дважды в год школа предлагает ему пройти промежуточную аттестацию и сдать экзамены по всем предметам. Самые главные отчетные испытания, как говорилось выше, — ГИА и ЕГЭ.

При семейном образовании родители могут по своему усмотрению добавлять предметы. Это происходит, например, в семьях с православным вероисповеданием. Помимо обычного курса в таких семьях ребенка нередко учат закону Божьему и истории православия, изучают агиографию — жития святых.

«Количество семей, выбравших домашнее образование потому, что оно позволяет передать ребенку семейные ценности — в том числе и религиозные — очень большое. Точных цифр на этот счет нет. Но по нашему опыту, вероисповедание — одна из основных причин выбора образования на дому», — говорит Матвей Матвеев, пресс-секретарь Центра Интенсивных технологий образования.

Другими причинами, почему родители забирают детей учиться домой, эксперты называют желание сохранить здоровье ребенка, оградить его от негативных проявлений среды и, наконец, академический мотив. Знание предметов, полученное дома, часто оказывается выше полученного в школе, отмечает Павел Парфентьев.

«Когда девочка еще ходила в обычную школу, у нее начались проблемы с поведением. Решать их школа оказалась не готова. Поэтому мы и ушли «домой», — рассказывает Екатерина Гущина. Сегодня ее дочь занимается уроками в среднем час-полтора в день. Месяц она учит один предмет. Затем отчитывается по пройденному курсу и переходит к следующему. Экзамены сдает хорошо, поведение вошло в норму. У девочки остается время на кружки и хобби.

«Цель семейного обучения — дать хорошее образование за счет индивидуального подхода. Он учитывает многообразие личных особенностей ученика и при этом сохраняет естественный для здорового ребенка интерес к познанию мира», — говорит Игорь Чапковский, педагог, который много лет изучает проблемы семейного образования.

Эти слова могли бы украсить двери любой школы. Тем не менее, часто внутри учебных заведений к ним относятся с подозрением.

Порт приписки

«У нас в школе с «семейниками» просто не работали. Им говорили: «Хотите учиться дома? Ищите другую школу! А у нас — только очная форма образования», — Анна несколько лет проработала в одной из столичных школ. Она просит не называть ее фамилию. Хотя она уже и не педагог, но продолжает общаться с бывшими коллегами. «Родителям ничего не оставалось, кроме как разворачиваться и идти искать другую школу для «приписки», — говорит она.

«В нашей школе по семейному образованию мы были первопроходцы, — вспоминает Екатерина Гущина. — Естественно, когда мы пришли писать заявление, в администрации были очень удивлены. Никто раньше там с „семейниками“ не работал, в школе плохо представляли, как это делается».

Школу № 26 на Университетском проспекте в Москве можно назвать продвинутой. Она давно работает с экстернами, а кроме того, здесь можно пройти курсы интенсивной подготовки по предметам общеобразовательного цикла. Но даже в этом учебном заведении склонны полагать: семейное образование подходит не всем.

«Бывают ситуации, когда отказаться от посещения школы необходимо. В первую очередь я имею в виду ситуации, связанные со здоровьем ребенка, — говорит Елена Орлова, директор школы. — Но при этом любой ребенок должен пройти такие моменты, как социализация, общение со сверстниками, решение каких-то проблем. Если ему обеспечат этой в полной мере дома — это прекрасно. Но вопрос в том, все ли родители в состоянии это обеспечить?»

Новых договоров с родителями о семейном образовании в школе сейчас не заключают. А старые, сообщили в администрации, в связи с законом потеряли силу. Вопрос о выплате компенсаций также не стоит. Впрочем, объясняют в школе, он всегда был вне их компетенции и решался на уровне департаментов образования.

Что изменит новый закон для родителей «семейников» с точки зрения школы? Для тех семей, где ключевым пунктом было дать хорошее образование своему ребенку, не изменится ничего, полагает Елена Орлова. Такие родители продолжат учить детей со всей ответственностью. Те же, кто выбрал семейное образование из-за денежных компенсаций теперь — когда неясно в чью сторону решится этот вопрос — вероятно, вернут детей в школы.

Прогнозы

Даже в пределах одной Москвы ситуация с компенсациями сегодня решается различными путями. В районах с большим количеством детей-«семейников» местные департаменты образования предпочитают, что называется, не поднимать волну. Они продолжают — пусть и частично — выплачивать компенсации. В районах, где «семейников» немного, выплаты могут и приостановить, говорит Матвей Матвеев из Центра Интенсивных Технологий Образования.

Окончательно, по его словам, чаша весов качнется в ту или иную сторону, когда станет ясен предел возмущения родителей. Если они смогут собраться единым фронтом, призовут в помощь общественные и религиозные организации, выплаты компенсаций, скорее всего, возобновятся. Игнорировать их требования Городской департамент образования не сможет, полагает эксперт.

С этой оценкой согласен и Павел Парфентьев. «С юридической точки зрения решение о выплате компенсаций — право региона. Никакой федеральный закон не обязывает регионы это делать, и номинально регион может отменить компенсацию, — говорит он. — В этой ситуации остаются два пути. Первый — убедительно продемонстрировать городским законодательным властям, что компенсацию необходимо сохранить, как уже ранее существовавшую гарантию. Показать, что семьям это необходимо, и что этого требуют справедливость и интересы детей. Второй путь — добиваться изменений в федеральном законодательстве. В частности, возвратить в него норму о компенсации при семейном образовании, которая действовала до 2004 года».

Парфентьев добавляет: перспективы у семейного образования в России есть. Всего за пять-шесть последних лет количество родителей, выбравших такую форму обучения для своих детей, выросло втрое. Это говорит о ее востребованности.

Родители, которые обсуждают проблему семейного образования на интернет-форумах, сообщают: департамент образования Москвы создал рабочую группу по решению вопроса о семейном образовании и выплате компенсаций. В состав группы планируют пригласить и родителей.

Получить комментарии в самом департаменте пока не удалось. В настоящее время редакция портала «Православие и мир» готовит официальный запрос в это ведомство.

http://materinstvo.ru/art/8483

Литература

  1. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.
  2. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.
  3. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.
  4. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.
  5. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях