WordPress

Тифлотехнические средства для компенсации нарушения зрения которые используются при обучении

Тифлотехнические средства для компенсации нарушения зрения которые используются при обучении - картинка 1
Предлагаем рассмотреть тему: "Тифлотехнические средства для компенсации нарушения зрения которые используются при обучении", а на все дополнительные вопросы вам ответит дежурный консультант.

Международный журнал

гуманитарных и естественных наук

Кувшинова И.А. Перспективные тифлотехнические средства для образования и развития детей и подростков с нарушением зрения / И.А. Кувшинова, А.С. Дильмухаметова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 4. №1. – С. 36-40.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТИФЛОТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

И.А. Кувшинова, канд. пед . наук, доцент

А.С. Дильмухаметова , студент

Магнитогорский государственный технический

университет им. Г.И. Носов

(Россия, г . Магнитогорск)

Аннотация. В статье рассматривается понятие тефлотехники с различных позиций, основные принципы разработки тифлотехнических устройств. Раскрывается роль ти ф лотехнических средств на коррекционно-развивающих занятиях . Изучение и краткое оп и сание перспективных тифлотехнических сре дств в д анной работе позволяет говорить, что современные разработки эффективно компенсируют нарушенную функцию зрения , предоставляют возможность взаимодействовать с окружающим миром и открывают возможности для современного образования и развития способностей слепых детей и подростков .

Ключевые слова: тифлотехника , восприятие, ориентация в пространстве, образов а ние и развитие детей с нарушением зрения, тифлоприбор , компьютерные технологии, ультразвуковые технологии.

В настоящее время, заболевания глаз различной этиологии и сложности имеют более миллиона детей. Плохое зрение или его отсутствие сказывается на понимании и осмыслении окружающего мира , орие н таци и в пространстве , психическо м разв и ти и ребенка.

Снижение функций зрения неизбежно приводит к снижению скорости и точности восприятия, обуславливает фрагмента р ность, искаженность восприятия предм е тов. Провоцирует замедленность и нече т кость их опознания. Большие затруднения возникают у слепых детей в оценке пр о странственных признаков: положения, н а правления, расстояния, величины, формы объектов. Это обедняет их чувственный опыт. Гармоничность развития сенсорных и интеллектуальных функций нарушае т ся [1 ] .

Рассмотрим р оль тифлотехнических средств на коррекционно-развивающих занятиях . Тифлотехнические средства, прежде всего, расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те усл о вия обучения, которые необходимы для решения коррекционно-развивающих з а дач, но не могут быть созданы при пом о щи традиционно применяемых средств; повышают качество знаний, ум е ний и навыков, приобретаемых на этих з а нятиях; повышают скорость достижения поставленных целей на коррекционно-развивающих занятиях . Также тифлоте х нические средства повышают мотивацию детей с нарушениями зрения к трудным для них видам деятельности и обеспеч и вают возможность продуктивной деятел ь ности в условиях группового обучения.

Разработка тифлотехнических ус т ройств базируется как на общих инжене р но-психологических основах проектиров а ния средств отображения и вывода и н формации, так и с учетом естественных возможностей компенсации, коррекции и восстановления нарушенных или недора з витых функций у слепых и слабовидящих.

Основными принципами разработки тифлотехнических устройств являются:

а ) замещение функций зрительного ан а лизатора функциями других сохранных анализаторов с использованием акустич е ских, тактильных, проприоцептивных средств отображения информации;

б ) усиление визуального сигнала, пр е вышающего уровень помех, создаваемых дефектом информационного канала зр и тельного анализатора;

в ) рациональное использование и охр а на нарушенного зрения и сохранных ан а лизаторов.

Современные достижения офтальмол о гии, физиологии и психологи и заложили большие возможности для обогащения сенсорного и чувственного опыта ребенка, развития зрительного восприятия. При неполноценном зрении применяются ли н зы, проекционная аппаратура, устройства для чтения с разным увеличением, для фронтальных занятий в школах слабов и дящих – замкнутые телевизионные уст а новки, позволяющие получать аудиовиз у а льную и зрительную информацию ( за счет усиления контрастности, повышения яркос ти, увеличения угловых размеров изображения наблюдаемого объекта ) [2 ] . Практическое решение вопроса оптич е ской коррекции обуславливается сущн о стью самого дефекта и степенью его пр о явления.

С помощью современных технических средств могут быть визуализированы об ъ екты, явления и понятия. Это обеспечивает переход на более высокую ступень обуч е ния. Ч увственное восприятие позволяет отразить не только внешние стороны предметов (создать их образ), но и обусл о вить предпосылки для мысленного анализа предметов, перехода на уровень отобр а жения сущности [ 3 ] .

П рименение слепыми и слабовидящими специальных технических устройств явл я ется одним из путей компенсации недост а точности зрения. Тифлоприбор явля е тся каналом связи слепого с окружающей ср е дой – проводником информации. Неп о средственное доставление незрячему и н формации визуального характера потреб о вало бы восстановление нормального функционирования всех звеньев зрител ь ного анализатора . П оскольку эта возмо ж ность, несмотря на все достижения мед и цины пока исключена, п одачаинформации визуального характера может быть ос у ществлена обходным путем с применен и ем тифлоприборов , содержащих светочу в ствительные части и преобразующих виз у альные сигналы в информационно равн о ценные звуковые или тактильные сигналы.

Полное или частичное выпадение функций зрения вносит иерархию в се н сорные системы . Утраченная зрительная фун кция замещается большей частью та к тильными ощущениями и восприятием звуковых сигналов. На основе звуковых, тактильных и др угих ощущений у слеп ых формируется топографические предста в ления, в которых слепые поднима ются до симультанного обозрения местности, н е доступного им в восприятии. Жизнь тр е бует от слеп ых точных топографических представлений, ибо в ходе ориентировки вноси ть в них исправления ему трудно [4 ] .

Для слепых важны ориентирующие сигналы. В таких случаях техническое устройство преобразует недоступный во с приятию сигнал, исходящий от препятс т вия, в информационно равноценный си г нал. Многими авторами — изобретателями были предложены специальные технич е ские устройства — локаторы, позволяющие не только обнаруживать препятствие в в и де какого-либо предмета на пути движения слепого ,н о и представляющие возмо ж ность слепому узнать, на каком рассто я нии от него этот предмет находится (М и хайловский Е.А. 1935, Муратов Р.С. 1953, Granberg 1946, Witcher 1948, Kallman 1950, Kay 1962, BlissandCrane 1964, Nelkm 1965, Russel 1965 и др.) . При техническом решении задачи построения таких приб о ров локаторов использовался принцип о т ражения от поверхности встречного об ъ екта света или ультр азвуковых волн. Да н ные локаторы применяются как учебный прибор для первичного ознакомления сл е пого с расположением ориентиров на м е стности [ 5 ] .

Современные компью терные технол о гии открывают новые возможности . Из о бретатели создают, разрабатывают и пр о веряют на практике специализированные компьютерные инструменты с целью ра з вития, обучения слепых . В Оксфордском университете ученые разработали спец и альные очки для слепых. В конструкцию созданных ими очков входят микрокамеры и компьютер. Камеры фиксируют очерт а ния окружающих предметов и передают изображение на компьютер , который пр е образует визуальные данные в звуковой формат и передает в виде звукового соо б щения в наушник [ 6 ] .

В мексиканском институте Cinvestav разрабатывают еще одни умные очки. В них используются достижения вычисл и тельной геометрии, исследования искусс т венного интеллекта и ультразвуковые те х нологии. Такой технологический коктейль позволит очкам значительно облегчить жизнь слабовидящих людей.

У разработчиков уже есть легкий и э р гономичный прототип, который выглядит почти как обычные очки для коррекции зрения и может без подзарядки в реальном времени проработать около четырех часов. Он может распознавать визуальную и н формацию, а также определять географ и ческое положение человека. Очки в бу к вальном смысле снабжают слепого нео б ходимыми знаниями и вслух описывают окружающее пространство, включая ном е ра, названия улиц, вывески и даже цвета. Искусственный интеллект внутри устро й ства способен учиться и запоминать поп у лярные маршруты и предметы. Поскольку для ориентирования в очках используется ультразвук, они могут различать даже пр о зрачные предметы, к примеру окна, зерк а ла и стеклянные двери [7 ] .

Китайский технохудожник ВуГуанхао разработал электронную трость LightStick , в которую встроен ультразвуков ой се н сор ,п одающий вибрирующие сигналы при приближении к каким- либо препятствиям на пути. В зависимости от расстояния до объекта, интенсивность сигналов идущих от трости к владельцу изменяется. Допо л нением в трости LightStick является встр о енный сканер, который помогает сканир о вать, распознавать тексты, расшифров ы вать и озвучивать текст через динамик, встроенный в ручку трости. Трость сна б жена кнопкой тревоги, с помощью которой в экстренных случаях можно уведомить родственников или службуспасения.

Следующая проблема незрячего чел о века возникает из-за невозможности пол у чения информации из привычных для в и дящих людей исто чников. Книги, газеты, журналы, Интернет все это недоступно для незрячего .

Компания HEDOReha-echnikGmbH в ы пустила изделие под азванием Hedo ScanK — читающее устройство для незрячих л ю дей. Этот прибор объединяет в себе сканер и компьютер он автоматически сканирует пе чатный текст и читает его через встр о енные динамики. HedoScan K оснащен и н тегрированным генератором речи, разл и чающим мужской и женский голоса и по д держивающим различные языки: англи й ский, немецкий, итальянский, францу з ский и испанс кий. Функции управления текстом осуществляются посредством кл а виш, расположенных на передней панели прибора. Читающее устройство позволяет воспроизводить текст последовательно слово за словом, предоставляет возмо ж ность прочтения по складам каждого о т дельного слова. Системы считывания э к ранной информации призваны сблизить мир компьютеров и незрячих людей. Эти системы преобразуют изображение на м о ниторе в текст. Синтезатор, в свою оч е редь, произносит текст голосом. С разв и тием компьютерных технологий у незр я чих людей появилась возможность пол ь зоваться Интернет и электронной почтой [8 ] .

Т ехнические средства открывают ш и рокие перспективы для образования и ра з вития способностей слепых детей и подр о стков , снимают ограничения в развитии предметной и пространственной ориент и ровки учащихся, повышают самостоятел ь ность и активность в учебной деятельн о сти . Также технические средства помог а ют преодолеть трудности, связанные с н е хваткой знаний, квалификации, образов а ния, содействуя, таким образом, социал ь ному продвижению личности.

1. Дефектология / Слепые дети. [ Электронный ресурс ] URL: http://www.defectology.ru/s/slepye_deti.html (1 2 .10.2016.)

2. Большая советская энциклопедия. БСЭ. 2012 . / Тифлотехника . [Электронный р е сурс]. – URL : https :// slovar . cc / enc / bse /2048789. html ( Дата обращения: 1 6 .10.2016.)

3. Специфика использования наглядных средств обучения у детей дошкольного возра с та с нарушениями. / Современные средства наглядности в обучении детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и слуха . [ Электронныйресурс ].–URL: http://www.bestreferat.ru/referat-227278.html (1 2 .10.2016.)

4. Хопренинова Н.Г. Исследование пространственных представлений слепых. [Эле к тронный ресурс]. – URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19996.php ( Дата обращения: 1 2 .10.2016.)

5. Муратов Р.С. Компенсация и коррекция дефекта зрения при помощи технических сре дств в пр оцессе школьного обучения слепых и слабовидящих. [Электронныйресурс]. – URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19186.php ( Дата обращения: 1 2 .10.2016.)

6. М. П. Коновалова . С овременные информационные технологии: новые возможности спецбиблиотек . [Электронныйресурс]. –URL: http://www.gpntb.ru/win/inter- events/crimea2016/disk/066.pdf ( Дата обращения: 18.10.2016.)

7. Гаджеты / 5 изобретений, которые помогают слепым людям видеть . [ Электро н ный ресурс ]. – URL : http :// style . rbc . ru / objects / gadgets /57163 a 149 a 79472 acdb 3590 e ( Дата о б ращения: 18.10.2016)

8. Компьютер информ / ИТ в здравоохранении. « В помощь незрячим людям . » [ Эле к тронныйресурс ]. – URL : http :// old.ci.ru /inform10_05/p_08.htm ( Дата обращения: 18.10.2016.)

TEPLOTEHNICHESKIE PROMISING TOOLS FOR EDUCATION AND

DEVELOPMENT OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH

VISUAL IMPAI R MENT

I.A. Kuvshinov а , candidate of pedagogic sciences, associate professor

A . S. Dilmukhametova , student

Magnitogorsk state technical university G.I. Nosova

Abstract. The article discusses the concept of teplotehniki from different positions, the basic principles of development teplotehnicheskih devices. The role teplotehnicheskih of funds to co r rectional and developing lessons. The study and a brief description teplotehnicheskih promising tools in this paper suggests that modern developments effectively compensate for impaired fun c tion of view, provide an opportunity to interact with the surrounding world and open to modern education and development of abilities of blind children and adolescents.

Keywords: teplotekhnika , perception, orientation in space, education and development of children with visual impairment, Teplopribor , computer technology, ultra-sonic technology.

http://intjournal.ru/perspektivnye-tiflotehnicheskie-sredstva-dlya-obrazovaniya-i-razvitiya-detej-i-podrostkov-s-narusheniem-zreniya/

Технологические средства обучения детей с нарушением зрения.

Для учащихся школ III вида выпускается весьма разнообразная литература, издаваемая по системе Брайля. Это учебники, учебные пособия, социально-экономическая, политическая, художественная, научно-популярная, музыкальная литература. Все выпускаемые учебники по Брайлю иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами, схемами.

Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать.

В школах для слабовидящих широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.

Для подбора, построения и реконструкции изображений для слепых и слабовидящих разработаны специальные методики, учитывающие зрительные и осязательные возможности детей (В.П.Ермаков).

Понятие тифлотехника включает в себя как теоретическое обоснование технических устройств и методов помощи людям со зрительной недостаточностью, так и практическое приложение этих устройств и методов применительно к условиям деятельности слепых и слабовидящих с учетом структуры нарушенных зрительных функций. Учебная тифлотехника совершенствует и развивает учебную материально-техническую базу, обогащает содержание и методы обучения, оптимизирует обучение учащихся с нарушениями зрения в общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, а также в процессе политехнической и производственной подготовки.

В основе разработки тифлотехнических средств компенсации нарушенных функций зрительного анализатора лежит преобразование (перекодирование) визуальной информации в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха и осязания (сохранными анализаторами). Функции приемника световых сигналов и их перекодирование выполняет тифлоприбор.

Коррекция неполноценного зрения с помощью тифлотехнических средств ведется путем усиления (повышения уровня) полезного оптического сигнала над уровнем помех, обусловленных неполноценностью зрительного анализатора. Это достигается увеличением яркости, контрастности, угловых размеров изображения наблюдаемого объекта на сетчатке глаза. В тех случаях, когда при пониженном зрении обычная коррекция аметропии неэффективна, используются специальные оптические, телевизионные, светотехнические средства.

К оптическим средствам коррекции

относятся различного рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком или далеком расстоянии. Лупы помимо этого устанавливаются над шкалами измерительных приборов, на станочном оборудовании. Очки для лиц с ослабленным зрением выпускаются унифокальные или бифокальные. Используются телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие получить шестидесятикратное увеличение. В зависимости от характера использования различают телевизионные устройства индивидуального или коллективного пользования. При обучении слабовидящих используются специальные замкнутые телевизионные системы, позволяющие осуществлять фронтальные методы обучения.

Для лиц, страдающих дефектом поля зрения (трубчатое зрение, гемианопсия), предназначены специальные оптические системы, изменяющие в необходимых пределах поле зрения.

В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием.

Для незрячих разработаны различные по сложности технические устройства и приспособления: простые приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного’ письма по системе Л. Брайля. Разработаны специальные пишущие машинки для незрячих программистов электронно-вычислительных машин. Имеются специальные приборы для рельефного черчения и рисования.

Выпускаются «говорящие» книги, представляющие собой тиражированные на грампластинках, магнитных носителях записи книг, а также специальные устройства для их прослушивания.

В целях улучшения физической подготовки слепых и слабовидящих и развития их двигательной активности используются специальные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие мячи и т. п.

Специальные технические средства и приспособления, используемые для трудового и профессионального обучения и на рабочих местах производственных предприятий, позволяют осуществлять слепым и слабовидящим сборку электротехнических и радиоэлектронных изделий, производить механическую обработку различных материалов, холодную штамповку и другие операции.-

Лечебно-профилактическая, санитарно-гигиеническая и восстановительная работа

Составной частью деятельности школ является организация лечебно-профилактической, санитарно-гигиенической и восстановительной работы, которая осуществляется врачами-специа- листами (окулистом, педиатром, психоневрологом) и средним медицинским персоналом. Лечебно-консультативная помощь врачей других специальностей при наличии показаний оказывается поликлиникой, в районе деятельности которой находится школа. Вся лечебная работа в школе направлена на максимальное восстановление, улучшение и охрану зрения учащихся. С этой целью проводятся следующие мероприятия:

консервативное лечение глазных заболеваний (медикаментозная терапия, оксигенотерапия, физиотерапия и др.);

своевременное направление учащихся, нуждающихся в хирургическом лечении, в глазной стационар;

активное плеоптическое и плеоптоортоптическое лечение; назначение очковой коррекции;

создание офтальмогигиенических условий в процессе обучения. При проведении лечебно-восстановительной работы в зависимости от показаний ведется консультирование учащихся в специализированных клинических центрах. Для получения консультативной помощи и методического руководства школа закрепляется за соответствующим специализированным учреждением, оказывающим офтальмологическую помощь.

Век технологии сегодня

Электронный переводчик Брайля (3 фото). Дизайнеры Jia Mengyin и Bao Haimo представили интересный и полезный концепт. Компактное устройство в виде закладки позволяет преобразовывать обычный текст в объемный шрифт Брайля на своей верхней панели. Идея делает доступными для слепых любые издания и позволит сэкономить средства.

Электронная книга для слепых.

EAP — технология, способная изменить ситуацию. При помощи электромагнитного сигнала можно создавать текст в системе Брайля. Представленные на иллюстрациях концепты — видение электронных книг для слепых глазами.

Памятки со шрифтом Брайля. Людям, которые пользуются шрифтом Брайля, лишены возможности обновлять книги или самим что-либо записывать. Конечно, они могут воспользоваться голосовыми подсказками или же держать все в памяти, однако заметки, сделанные на бумаге гораздо удобнее. Портативное устройство, сделанное специально для таких людей, поможет им сделать мгновенные записки. Небольшая клипса, снабженная шестью кнопками, воссоздаст любую цифру или букву на языке Брайля. Зарядив в него бумажную ленту, в несколько секунд можно отпечатать записку или памятку. Кроме того, конструкция прибора такова, что отпечатанное прочитать в обратном порядке не удастся. Теперь даже если муза придет посреди леса слабовидящему человеку можно будет законспектировать все пришедшие на ум мысли.

Перчатка заменяющая шрифт Брайля

Специально разработанный шрифт для слабовидящих помогает таким людям держаться в курсе всех событий и новостей. Однако не у каждого хватает терпения часами водить рукой по выпуклым поверхностям, распознавая буквы. Дизайнер Joshua Sin предложил небольшое устройство призванное облегчить чтение людям с проблемами зрения. Перчатка с легкостью сканера распознает текст в газете или книге и преобразует его в звук. С помощью такой новинки людям не придется долго изучать шрифт Брайля, или носить с собой громоздкие книги, написанные на этом языке. Устройство позволяет пользователям читать в своем индивидуальном ритме, в зависимости от скорости движения перчатки над книгой произносится и текст.

Шрифт Брайля в скором времени «заговорит»

Чтобы сделать чтение доступным и простым для людей с проблемами зрения, дизайнеры предложили устройство, заменяющее современные аудиокниги. Шрифт Брайля, изобретенный еще в 1821 году, спустя почти 200 лет научился «говорить». Небольшая «улитка-переводчик» с помощью нехитрой микросхемы преобразовывает выпуклые буквы в звуки и передает их пользователю в наушники. Все, что остается делать человеку – это водить устройством по строчкам, причем хитрый девайс сам пристраивается к темпу чтения, проговаривая буквы в нужной скорости. Разве не прекрасная инновация для слабовидящих? Воспринимать информацию на слух получиться быстрее, чем считывать пальцами значок за значком. Самое главное, что устройство достаточно компактно, им легко управлять.

Наручные часы для слепых с шрифтом БрайляДля слепых людей шрифт Брайля – настоящее спасение. Без этого шрифта они не имели бы такой роскоши, как чтение книг. А теперь шрифт Брайля готов помочь им в любой момент узнавать текущее время и заменить обычные цифровые часы, выговаривающие время «голосом» (но бесполезные на шумной улице и раздражающие всех окружающих в тихой обстановке). Человек по имени Дейвид Чавез (David Chavez) придумал «цифровые» часы Haptica Braille. Они оснащаются дисплеем с четырьмя цифрами, формирующимися при помощи выступов и легко считываемые тактильным методом (то есть прикосновением пальцев). Довольно просто, быстро и точно. Сами часы имеют аккуратный дизайн и будут хорошо смотреться даже на тех, у кого со зрением все в порядке.

Как бы то ни было, у Дейвида нет денег, чтобы запустить полноценное производство изобретения, и он запустил в поддержку своей идеи стартап на Kickstarter.com (и уже привлек 27 000 $). Его цель проста – собрать пожертвования на достаточную для начала изготовления первых экземпляров часов сумму.

Рельефно-графические пособия – один из важнейших факторов, который, компенсируя отсутствие зрительного опыта, способствуют формированию правильных предметно-пространственных представлений об окружающем мире у детей с нарушением зрения.

Существует мнение, что графика – это средство выражения, предназначенное исключительно для зрительного восприятия, тогда как для слепых доступны лишь скульптура и трехмерное изображение, но и здесь нет единого мнения. Поэтому целесообразно использовать специальный термин для обозначения графики для слепых – тифлографика.

Разработка и производство рельефного пособия это сложный процесс, с которым с лёгкостью справляются 3D-модельеры нашего тифлоцентра, которые в настоящее время разработали более 20 рельефных пособий для различных социальных объектов и исторических музеев. Наша база содержит более 200 рельефных пресс-форм для использования их в различных РГП.

http://lektsii.org/11-98410.html

Технические средства обучения

1. Какие технические средства можно использовать в образовательном процессе при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью, имеющих нарушения зрения?

Согласно п.5.2. «Методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса» (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК- 44/05вн), при организации образовательного процесса для лиц с нарушениями зрения необходимо наличие брайлевской компьютерной техники, электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями зрения.

Компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст), и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения.

Тифлотехнические средства, используемые в учебном процессе студентов с нарушениями зрения, условно делятся на две группы: средства для усиления остаточного зрения и средства преобразования визуальной информации в аудио и тактильные сигналы. Для слабовидящих студентов в лекционных и учебных аудиториях необходимо предусмотреть возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране) при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра.

2. Какие технические средства можно использовать в образовательном процессе при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью, имеющих нарушения слуха?

Согласно п.5.1. «Методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса» (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК- 44/05вн), при организации образовательного процесса для лиц с нарушениями слуха необходимо наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями слуха.

Для слабослышащих студентов использование сурдотехнических средств является средством оптимизации учебного процесса, средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции.

Технологии беспроводной передачи звука (FM-системы) являются эффективным средством для улучшения разборчивости речи в условиях профессионального обучения.

Учебная аудитория, в которой обучаются студенты с нарушением слуха, должна быть оборудована радиоклассом, компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, документ-камерой, мультимедийной системой. Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы.

3. Какие технические средства можно использовать в образовательном процессе при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата?

Согласно п.5.3. «Методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса» (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК- 44/05вн), при организации образовательного процесса для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата наличие компьютерной техники, адаптированной для инвалидов со специальным программным обеспечением, альтернативных устройств ввода информации и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо использование альтернативных устройств ввода информации.

Рекомендуется использовать специальные возможности операционной системы Windows, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши.

http://rumc.mininuniver.ru/direction/education/otvety_na_chasto_zadavaemye_voprosy/tehnicheskie_sredstva_obuchenija

Тифло-технические средства обучения, применяемые в работе с детьми, имеющими нарушения зрения

Тифлотехника специализированная отрасль приборостроения, занимающуюся разработкой общих и специальных конструированием и производством различных тифлотехнических средств, предназначенных для лиц с нарушением зрения. Современная тифлотехника развивается по трем основным направлениям: учебная, производственная и культурно-бытовая. Задачей учебной тифлотехники является оптимизация учебного процесса при обучении основам наук Основной задачей тифлотехники -создание специальных средств отображения информации с учетом возможностей сохранных анализаторов людей с нарушенным зрением Характеристика тифлотехнических устройств

К оптическим средствам относятся различного рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком и далеком расстоянии. Разработаны телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие получить увеличение до 60 раз. Яркость и контрастность изображения на телеэкране могут регулироваться самим учеником. Различают телевизионные устройства индивидуального и коллективного пользования. При обучении слабовидящих используются специальные замкнутые телевизионные системы, позволяющие осуществить фронтальные методы Для незрячих и слабовидящих разработаны и выпускаются различные по сложности технические устройства и приспособления (приспособления для вдевания нитки в иголку, трость для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифель и приборы для измерений , специальные пишущие машинки для незрячих и др. ). Имеются специальные приборы для рельефного черчения и рисования. Существует специальная система «Говорящая книга», представляющая собой

тиражированные на магнитофонных лентах записи книг и специальные устройства для проигрывания.

Используемые в школах для слепых и слабовидящих специальные светоэлектрические и магнитоэлектрические сигнализаторы путем преобразования световых сигналов в слуховые или тактильные позволяют наблюдать многие химические процессы и физические явления, воспринимать близко расположенные и неограниченно удаленные объекты, определять изменение их освещенности и яркости, характер перемещения в пространстве Тренажеры-репетиторы Для ориентировки слепых в пространстве применяются трости, ультразвуковые локаторы, излучающие и принимающие отраженные от предметов сигналы, содержащие информацию о направлении и расстоянии до предметов, а также различного вида звуковые маяки.

В целях улучшения физической подготовки слепых детей и развития их двигательной активности используются специальные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие мячи и т. П

http://studwood.ru/1714829/pedagogika/tiflo_tehnicheskie_sredstva_obucheniya_primenyaemye_rabote_detmi_imeyuschimi_narusheniya_zreniya

тифлотехнические средства

3.17 тифлотехнические средства: Средства, облегчающие людям с недостатками зрения работу и усвоение информации (магнитофоны, диктофоны, письменные приборы, пишущая машинка со шрифтом Брайля).

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

Смотреть что такое «тифлотехнические средства» в других словарях:

Тифлотехнические средства реабилитации для слепых и слабовидящих — совокупность специальных средств и приспособлений, позволяющих осуществлять компенсацию выраженных нарушений функций органа зрения и способствующих активному приспособлению человека к окружающей среде. К тифлотехническим средствам относятся:… … Официальная терминология

технические средства реабилитации инвалидов (тифлотехнические средства) — 3.1.7 технические средства реабилитации инвалидов (тифлотехнические средства): Устройства, в которых предусмотрены технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Технические средства — 3.2 Технические средства систем автоматизации, комплекс технических средств (КТС) совокупность устройств (изделий), обеспечивающих получение, ввод, подготовку, преобразование, обработку, хранение, регистрацию, вывод, отображение, использование и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Технические средства реабилитации инвалидов — 3.1.8 Технические средства реабилитации инвалидов изделия (устройства, оборудование, приборы, машины и т.п.), обеспечивающие устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 52874-2007: Рабочее место для инвалидов по зрению специальное. Порядок разработки и сопровождения — Терминология ГОСТ Р 52874 2007: Рабочее место для инвалидов по зрению специальное. Порядок разработки и сопровождения оригинал документа: 3.1.5 модернизация специального рабочего места для инвалидов: Изменение состава и характеристик оборудования … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Технические — 19. Технические указания по технологии производства строительных и монтажных работ при электрификации железных дорог (устройства электроснабжения). М.: Оргтрансстрой, 1966. Источник: ВСН 13 77: Инструкция по монтажу контактных сетей промышленного … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 53998-2010: Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования — Терминология ГОСТ Р 53998 2010: Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования оригинал документа: 3.4 адаптация: Приспособление среды жизнедеятельности (зданий, сооружений, транспортных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

организация — 4.23 организация (organization): Лицо или группа лиц и необходимых средств с распределением обязанностей, полномочий и взаимоотношений. Примечание 1 Адаптировано из ИСО 9000:2005. Примечание 2 Объединение лиц, организованных для некоторой… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Секограмма — Тарифы Германии для секограмм, применявшиеся в 1913 1963 годах Секограмма почтовое отправление, написанное секографическим способом (то есть имеющее рельефный шрифт, например … Википедия

Кулагин, Юрий Александрович — (1924 1987) Российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССГ.Р. Окончил философский факультет МГУ им. Ломоносова, отделение психологии. Вся научная жизнь К. была связана с НИИ дефектологии АПН СССР … Кто есть кто в российской психологии

http://normative_reference_dictionary.academic.ru/78766/%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0

Литература

  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
  2. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.
  3. Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.
  4. Ло, Реймонд Фен-Шуй и анализ судьбы; София, 2011. — 224 c.
  5. Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях