WordPress

Учет субсидий в бухгалтерском учете бюджет

Учет субсидий в бухгалтерском учете бюджет - картинка 1
Предлагаем рассмотреть тему: "Учет субсидий в бухгалтерском учете бюджет", а на все дополнительные вопросы вам ответит дежурный консультант.

Учет бюджетных субсидий

«Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 10

В настоящей статье рассмотрены правила бухгалтерского учета бюджетных средств, получаемых организациями общественного питания. Среди прочего вы узнаете, как на порядок отражения в учете соответствующих фактов хозяйственной жизни влияет момент поступления бюджетных денежных средств (до или после осуществления расходов), как отразить в учете факт возврата субсидий. (Предмет изучения представленных вопросов ограничен поступлением государственной помощи в виде денежных средств.)

Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н утвержден специальный бухгалтерский стандарт ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», которым установлены правила формирования в бухучете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных). Получение указанной помощи приводит к увеличению экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). Во многих ситуациях для учета бюджетных субсидий следует действительно руководствоваться представленным Стандартом, однако разнообразие видов бюджетной поддержки компаний указывает на необходимость определения круга случаев, в которых ПБУ 13/2000 не применяется.

О видах поступлений из бюджета

В силу п. 3 ПБУ 13/2000 данный документ не применяется в отношении экономической выгоды, связанной:

  • с государственным регулированием цен и тарифов;
  • с применением соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставления налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.);
  • с участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).

Как известно, предприятиям общепита, обслуживающим образовательные учреждения, устанавливается предельная торговая наценка. К примеру, в Московской области ее размер зависит (см. Распоряжение Минэкономики МО от 30.11.2001 N 30-РМ):

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

  • от поставщика (ведутся закупки от оптовиков или из розничной сети);
  • от вида продукции (реализуются продукция собственного производства или изделия, не подвергшиеся технологической обработке);
  • от получения предприятием субсидии из бюджета на покрытие расходов на аренду помещений, оплату электроэнергии, коммунальных услуг, транспортных расходов, бесплатного использования помещений общеобразовательных учреждений.

Между тем регулирование предельной наценки не обязательно влечет возникновение убытков у предприятия общепита, которые должны быть компенсированы за счет бюджетных субсидий. Наоборот, в общепите нередко предполагается, что предельная наценка обеспечивает безубыточность . Поэтому считаем, что подобные субсидии (компенсация конкретных затрат предприятиям, которые применяют предельную наценку) подпадают под действие ПБУ 13/2000.

См. статью О.В. Давыдовой «Обоснование предельной наценки в общепите при образовательных учреждениях» (N 12, 2012).

Введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н и в силу п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н) может использоваться при разработке учетной политики, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета.

Принятие бюджетных субсидий к учету

Для обобщения информации в бухучете о движении бюджетных средств используется счет 86 «Целевое финансирование». Существует два варианта принятия к учету бюджетных средств:

  • через формирование задолженности (Дебет 76 Кредит 86);
  • при фактическом поступлении денег (Дебет 51 Кредит 86).

Неправильно полагать, что организация самостоятельно может выбирать понравившийся вариант. В силу п. 5 ПБУ 13/2000 первый вариант применяется при одновременном выполнении двух условий:

  • имеется уверенность, что условия предоставления бюджетных средств организацией будут выполнены;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

Иными словами, проводка Дебет 76 Кредит 86 возможна только до фактического поступления субсидии. Если у организации нет уверенности в получении средств либо в выполнении сопряженных с бюджетным финансированием условий, никакие записи в учете не составляются.

Такая уверенность может не появиться вплоть до получения сумм из бюджета. При фактическом получении вторая проводка неизбежна. Причем она составляется, даже если на момент получения денег отсутствует уверенность в том, что все условия предоставления бюджетных средств будут выполнены: полученные суммы учитываются как целевое финансирование до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления (п. 12 ПБУ 13/2000). При получении уверенности в выполнении названных условий средства целевого финансирования продолжают учитываться на счете 86, но уже на основании п. 5 ПБУ 13/2000. Отражение фактически поступивших бюджетных средств на счете учета целевого финансирования еще до возникновения уверенности в правомерности их получения обусловлено необходимостью обособления уже существующего источника финансирования в учете.

Однако многие эксперты советуют принимать к учету субсидии в общем порядке — с использованием счета 86 (Дебет 86 Кредит 91-1). В этом есть смысл, поскольку таким образом формируется информация, необходимая для раскрытия в отчетности (о характере и величине бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году (п. 22 ПБУ 13/2000)). Если организация предпочитает этот способ, соответствующую пометку необходимо сделать в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Пример 1. Между предприятием общественного питания, обслуживающим школьные столовые, и администрацией города заключен договор о предоставлении субсидии на возмещение автотранспортных расходов. Предприятие представляет данные о фактически понесенных расходах. В свою очередь, администрация города рассчитывает сумму субсидии и перечисляет ее во втором месяце после отчетного. Сумма субсидии ежемесячно рассчитывается администрацией по формуле исходя из фактических затрат на заработную плату одного водителя, отчисления с нее, ГСМ с учетом фактического пробега, амортизацию транспортного средства и при необходимости корректируется.

Несмотря на то что у организации есть уверенность в получении бюджетных средств ежемесячно согласно договору и все условия ее предоставления выполняются, до фактического получения денег из бюджета невозможно отразить целевое финансирование, поскольку организация не может оценить его (размер субсидии рассчитывает администрация). Таким образом, при получении бюджетных средств организация составит две проводки: Дебет 51 Кредит 76, Дебет 76 Кредит 91-1.

Использование бюджетных средств

В силу п. 8 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. Если выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов (п. 9 этого же документа). Предоставление бюджетных средств в подавляющем большинстве случаев связано с выполнением определенных условий, в частности с целевым использование полученных сумм. (При нецелевом использовании субсидия должна быть возвращена в бюджет.) Поэтому указанное правило справедливо для всех субсидий, которые предоставляются на финансирование будущих затрат. В Письме от 18.09.2007 N 03-03-05/233 Минфин пояснил: предусмотренный порядок одновременного признания расходов и доходов отчетного периода в одинаковых величинах не приводит к образованию финансового результата.

Алгоритм списания средств целевого финансирования предопределен их видом. Так, согласно п. 4 ПБУ 13/2000 для целей бухучета бюджетные средства делятся на две группы:

  • средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.);
  • средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.

Первый вид бюджетных средств отражается в составе доходов будущих периодов (Дебет 86 Кредит 98-2) при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию . Затем, по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов, бюджетные средства относятся в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы (п. 9 ПБУ 13/2000). Представляется, что, если финансирование приобретения объекта из бюджета было частичным, прочие доходы признаются в течение срока полезного использования в соответствующей части. Если же за счет средств бюджета приобретался объект внеоборотных активов, не подлежащий амортизации, прочие доходы формируются в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств. В п. 18 МСФО (IAS) 20 приводится такой пример: субсидия в виде земельного участка может быть предоставлена с тем условием, что на этом участке будет возведено здание, тогда правомерно признавать ее в качестве дохода в течение срока службы данного здания.

В бухгалтерском учете оперируют не понятием «ввод объекта в эксплуатацию», а понятием «принятие объекта к учету». Принятие к учету связано не с началом фактического использования, а с готовностью объекта к использованию (подробнее см. экспресс-ответ «Организация приобрела оборудование для нового ресторана, открытие которого по объективным причинам откладывается на время. Когда организация вправе принять к бухгалтерскому учету оборудование в состав основных средств?», N 4, 2014). Полагаем, что в рассматриваемой ситуации доходы будущих периодов отражаются при принятии объекта к учету.

Пример 2. Организация приобрела и приняла к учету в мае 2014 г. пароконвектомат за 600 000 руб. (срок полезного использования установлен равным 8 годам). В октябре 2014 г. ее заявка на получение бюджетной субсидии на компенсацию затрат на приобретение основного средства была отобрана, заключен договор между организацией и региональным министерством поддержки малого и среднего предпринимательства. В ноябре денежные средства поступили на расчетный счет.

В бухгалтерском учете организации будут составлены такие записи:

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/89466-uchet-byudzhetnyx-subsidij

Литература

  1. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.
  2. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
  3. Дворянкин, О. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение / О. Дворянкин. — М.: Весь Мир, 2015. — 464 c.
  4. Миронов, Иван Борисович Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Миронов Иван Борисович. — М.: Книжный мир, 2015. — 216 c.
  5. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях